Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Менеджмент. Ч. 1

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Английский термин «менеджмент» (management) в последние годы заменил россиянам привычное слово «управление», что, по мнению некоторых авторов, связано с необходимостью подчеркнуть характер управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, заключающийся в том, чтобы способствовать повышению эффективности (от лат. effectys - исполнение, действие) работы фирмы в рамках заданной свободы, проявляя максимум инициативы и не забывая об ответственности, что иллюстрируется приведенной ниже схемой:

Таким образом, если управление как процесс является функцией любых организованных систем, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, то менеджмент трактуется как управление социально-экономическими процессами в условиях рыночной экономики.

А. Кохно и др. иногда определяют менеджмент как управление производством, систему принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Таким образом, менеджмент и управление различаются тем, что менеджмент нацелен на достижение наивысшей эффективности и получение максимальной прибыли, тогда как управление - на выполнение каких-либо заданных показателей, определенных рамками плана.

Еще одно отличие слова «management» от его русского эквивалента - в многозначности: как в английском, так и в русском языке менеджмент (управление) может означать как процесс, так и административно-управленческий персонал (совокупность менеджеров, руководителей различных уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением), но в русском языке управление может быть организационной структурой, а английское management - специфическим органом функционирующего коммерческого предприятия, что отражено на следующей схеме:

Понятие «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. В связи с этим следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек, независимо от данных ему природой психофизических характеристик, и есть профессии, для которых помимо профессиональных знаний наличие специфических качеств обязательно. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Иными словами, управленческая работа принадлежит к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а отсутствие таковых - профессионально непригодной к работе в должности менеджера.

Менеджеры - это специалисты по управлению (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие) в условиях современного производства.

Менеджер - это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством управления коллективом организации или отдельного его подразделения. Это признанный лидер любого коллектива.

Менеджер - это и самостоятельная профессия с собственными специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Только профессия менеджера способствует тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками.

Управленческий процесс, осуществляемый людьми, облеченными властью, обладающими знаниями и опытом, может протекать только в рамках какой-то структуры, имеющей совокупность взаимосвязанных подразделений, т.е. иерархию управленческих уровней. При этом необходимо помнить, что управление осуществляется не только на коммерческих предприятиях (юридических лиц, преследующих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. осуществляющих предпринимательство).

Таким образом, изучая менеджмент, мы должны осветить вопросы, касающиеся управленческих процессов, персонала и организационных структур. Учебная дисциплина «Менеджмент» рассматривает совокупность взаимосвязанных понятий, принципов методов и методик, охватывающих все аспекты теории, практики и искусства управления, руководства и организации в условиях рыночной экономики.

Таким образом, менеджмент может означать: 1) процесс, вид деятельности, управленческую функцию в условиях рыночной экономики; 2) категорию людей (менеджеров), осуществляющих управленческую деятельность; 3) комплексную систему управления деятельностью предприятия (фирмы), нацеленную на достижение оптимальных конечных результатов с минимальными затратами; 4) область человеческого знания, помогающая осуществлять управленческие функции.

 

2009-05-19 12:15:10 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122