Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 1

С середины XV в. стала быстро расти добыча серебра в Европе (особенно в пределах Священной Римской империи германской нации), а великие географические открытия и колониальные захваты в Новом Свете обеспечили европейцам обильный приток благородных металлов. Более всех досталось Испании, прозванной тогда «владычицей рудников».

Интенсификация злато-серебряных потоков формировала в XVI в. новый мир - мир господства товарно-денежных отношений, которые развиваются по своим собственным законом, неподвластным ни простым смертным, ни даже сильным мира сего.

Стремясь раздобыть золото и серебро, властители прибегали к разнообразным средствам - войнам, поборам с подданных, алхимическим опытам, порче монеты. Последним особенно грешили первые французские короли династии Валуа, нуждавшиеся в деньгах во время неудачно складывавшейся для них Столетней войны, и негативно прославленный Генрих VIII Английский (он получил прозвище «старый медный нос», поскольку тонкий слой серебра на монетах с его изображением в обращении стирался, и медью проступала наиболее выпуклая часть королевского профиля. Порча монеты приводила к уменьшению покупательной способности денег - росту цен, и это было замечено советниками королей: французским схоластом Николаем Орезмом (1321-1382) - его «Трактат о монете» был напечатан лишь в 1501 г., а также инициатором создания Лондонской королевской биржи Томасом Грешэмом (1519-1579).

Лейб-экономисты обобщили свои наблюдения того, как порченые монеты приводят к вытеснению полновесных из оборота и росту цен (в современных терминах - к тезаврации и инфляции), выводом: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Это правило в конце XIX в. было названо законом Грешэма, хотя резоннее было бы его назвать «законом Орезма»; было выяснено, что его сформулировал и польский каноник Николай Коперник (1473-1543), всемирно известный как великий астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.

Но порча монеты была не единственным явлением денежного обращения XVI в., озадачившим мыслителей и дельцов. Звонкой монеты становилось все больше, но покупательная способность ее уменьшалась (революция цен). Королевский юрист Франции Жан Боден (1530-1596) первым указал, что главная причина невиданного дотоле роста цен заключается в наплыве благородных металлов из Нового Света, через «владычицу рудников» - Испанию, -перетекающих в соседние страны. Боден сделал первый шаг к количественной теории денег, подойдя к правилу пропорциональности объема денежной массы и уровня цен, выражаемому в наше время уравнением Фишера:

MV = PQ, откуда Р = MV / Q, где:

Р - уровень цен, М - количество денег в обращении, V - скорость оборота денег, Q - объем товарной массы.

Ж. Боден - крупнейший государствовед XVI в. - был наряду с другими учеными мужами того времени озабочен проблемой королевских доходов. В своих сочинениях он дал систематический обзор «финансов, нервов государства», перечислил основные возможные и желательные формы поступлений денежных средств в казну. Он был удовлетворен тем, что торговля обеспечивает Франции благоприятный денежный баланс - из Испании и других стран течет золото как плата за французские вина, соль, рукоделие и другие товары.

Была и еще одна причина притока именно золота во Францию - в этой стране курс желтого металла по отношению к белому был наиболее высок: 1 к 12, тогда как в остальной Европе в среднем 1 к 11. Почва для спекулятивных операций предприимчивых дельцов становилась все более благоприятной. Обращая на это внимание, итальянский банкир Гаспаро Скаруффи (1519-1584) в своей работе «Рассуждение о монете и истинной пропорциональности между золотом и серебром» (1582) предлагал созвать международный съезд для выпуска общеевропейской монеты и установления единого соотношения золота к серебру (1:12).

Предложениями о регулировании денежных потоков не ограничивается в XVI в. развитие нормативного экономического анализа. Новое направление в нем открыло сочинение английского гуманиста и государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535) «Золотая книжечка, сколь полезная, столь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»(1516). Т.Мор основал традицию обличения пагубных последствий отношений, основанных на неравном праве частной собственности, сквозь призму образа идеального справедливого общества без частной собственности - традицию утопического социализма.

Начав с осуждения злоупотреблений английских лордов огораживаниями, - закреплением угодий в свою частную собственность для разведения овец и экспорта шерсти и за счет лишения средств к существованию мелких держателей-земледельцев («овцы пожирают людей»), правдоискатель Т. Мор закончил осуждением злоупотреблений «старого медного носа» Генриха VIII, из-за любовной прихоти порвавшего с папским Римом и пустившего на продажу и огораживания земли английских монастырей. Философ обрек себя на эшафот, а Англия явила миру «королевскую реформацию», заняв свое весьма видное место в расколе Запада на силы католицизма и протестантизма. Основатели последнего германец Мартин Лютер (1483-1546) и франко-швейцарец Жан Кальвин (1509-1564) разработали в рамках религиозной реформации доктрину, ставшую основой «духа» западного капитализма.

Лютер, начав свой протест с осуждения торговли индульгенциями, стал проповедовать ненужность католического клира для спасения души верующих, поскольку это спасение уже предопределено Богом до рождения каждого. Кальвин развил это учение о предопределении, о смерти Христа за спасение избранных, о невозможности заслужить благодать земными делами. Но зачинатели Реформации делали вывод о необходимости уверовать в свою избранность к спасению и видеть ее подтверждение в деловых успехах.

Протестантская (особенно кальвинистская) этика приравнивала профессиональную трудовую деятельность к религиозному призванию, «мирскому аскетизму»: деловые успехи - знак осененности благодатью, и во имя славы Божией должно совершенствовать мастерство и расширять масштабы дела, не расточая полученные доходы в роскоши и праздности, а обращая их на дальнейшее накопление капитала.

Важным различием между Лютером и Кальвином было толкование ими ссудного процента. Лютер, проклинавший тесно связанных с папством богатейших банкиров века Фуггеров, выступил как яростный антипроцентщик (и свирепый антисемит, чьи сочинения против евреев-ростовщиков были в XX в. растиражированы в миллионах экземпляров по указу Гитлера). Кальвин, не менее ярый в «патетической бесчеловечности»(М.Вебер) своего учения о предопределении, объявил практику взимания процента дозволенной и соответствующей духу благочестивой деловитости.

 

2009-05-18 01:44:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34                                
Яндекс.Метрика