История экономических учений. Ч. 1
С середины XV в. стала быстро расти добыча серебра в Европе (особенно в пределах Священной Римской империи германской нации), а великие географические открытия и колониальные захваты в Новом Свете обеспечили европейцам обильный приток благородных металлов. Более всех досталось Испании, прозванной тогда «владычицей рудников».
Интенсификация злато-серебряных потоков формировала в XVI в. новый мир - мир господства товарно-денежных отношений, которые развиваются по своим собственным законом, неподвластным ни простым смертным, ни даже сильным мира сего.
Стремясь раздобыть золото и серебро, властители прибегали к разнообразным средствам - войнам, поборам с подданных, алхимическим опытам, порче монеты. Последним особенно грешили первые французские короли династии Валуа, нуждавшиеся в деньгах во время неудачно складывавшейся для них Столетней войны, и негативно прославленный Генрих VIII Английский (он получил прозвище «старый медный нос», поскольку тонкий слой серебра на монетах с его изображением в обращении стирался, и медью проступала наиболее выпуклая часть королевского профиля. Порча монеты приводила к уменьшению покупательной способности денег - росту цен, и это было замечено советниками королей: французским схоластом Николаем Орезмом (1321-1382) - его «Трактат о монете» был напечатан лишь в 1501 г., а также инициатором создания Лондонской королевской биржи Томасом Грешэмом (1519-1579).
Лейб-экономисты обобщили свои наблюдения того, как порченые монеты приводят к вытеснению полновесных из оборота и росту цен (в современных терминах - к тезаврации и инфляции), выводом: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Это правило в конце XIX в. было названо законом Грешэма, хотя резоннее было бы его назвать «законом Орезма»; было выяснено, что его сформулировал и польский каноник Николай Коперник (1473-1543), всемирно известный как великий астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.
Но порча монеты была не единственным явлением денежного обращения XVI в., озадачившим мыслителей и дельцов. Звонкой монеты становилось все больше, но покупательная способность ее уменьшалась (революция цен). Королевский юрист Франции Жан Боден (1530-1596) первым указал, что главная причина невиданного дотоле роста цен заключается в наплыве благородных металлов из Нового Света, через «владычицу рудников» - Испанию, -перетекающих в соседние страны. Боден сделал первый шаг к количественной теории денег, подойдя к правилу пропорциональности объема денежной массы и уровня цен, выражаемому в наше время уравнением Фишера:
MV = PQ, откуда Р = MV / Q, где:
Р - уровень цен, М - количество денег в обращении, V - скорость оборота денег, Q - объем товарной массы.
Ж. Боден - крупнейший государствовед XVI в. - был наряду с другими учеными мужами того времени озабочен проблемой королевских доходов. В своих сочинениях он дал систематический обзор «финансов, нервов государства», перечислил основные возможные и желательные формы поступлений денежных средств в казну. Он был удовлетворен тем, что торговля обеспечивает Франции благоприятный денежный баланс - из Испании и других стран течет золото как плата за французские вина, соль, рукоделие и другие товары.
Была и еще одна причина притока именно золота во Францию - в этой стране курс желтого металла по отношению к белому был наиболее высок: 1 к 12, тогда как в остальной Европе в среднем 1 к 11. Почва для спекулятивных операций предприимчивых дельцов становилась все более благоприятной. Обращая на это внимание, итальянский банкир Гаспаро Скаруффи (1519-1584) в своей работе «Рассуждение о монете и истинной пропорциональности между золотом и серебром» (1582) предлагал созвать международный съезд для выпуска общеевропейской монеты и установления единого соотношения золота к серебру (1:12).
Предложениями о регулировании денежных потоков не ограничивается в XVI в. развитие нормативного экономического анализа. Новое направление в нем открыло сочинение английского гуманиста и государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535) «Золотая книжечка, сколь полезная, столь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»(1516). Т.Мор основал традицию обличения пагубных последствий отношений, основанных на неравном праве частной собственности, сквозь призму образа идеального справедливого общества без частной собственности - традицию утопического социализма.
Начав с осуждения злоупотреблений английских лордов огораживаниями, - закреплением угодий в свою частную собственность для разведения овец и экспорта шерсти и за счет лишения средств к существованию мелких держателей-земледельцев («овцы пожирают людей»), правдоискатель Т. Мор закончил осуждением злоупотреблений «старого медного носа» Генриха VIII, из-за любовной прихоти порвавшего с папским Римом и пустившего на продажу и огораживания земли английских монастырей. Философ обрек себя на эшафот, а Англия явила миру «королевскую реформацию», заняв свое весьма видное место в расколе Запада на силы католицизма и протестантизма. Основатели последнего германец Мартин Лютер (1483-1546) и франко-швейцарец Жан Кальвин (1509-1564) разработали в рамках религиозной реформации доктрину, ставшую основой «духа» западного капитализма.
Лютер, начав свой протест с осуждения торговли индульгенциями, стал проповедовать ненужность католического клира для спасения души верующих, поскольку это спасение уже предопределено Богом до рождения каждого. Кальвин развил это учение о предопределении, о смерти Христа за спасение избранных, о невозможности заслужить благодать земными делами. Но зачинатели Реформации делали вывод о необходимости уверовать в свою избранность к спасению и видеть ее подтверждение в деловых успехах.
Протестантская (особенно кальвинистская) этика приравнивала профессиональную трудовую деятельность к религиозному призванию, «мирскому аскетизму»: деловые успехи - знак осененности благодатью, и во имя славы Божией должно совершенствовать мастерство и расширять масштабы дела, не расточая полученные доходы в роскоши и праздности, а обращая их на дальнейшее накопление капитала.
Важным различием между Лютером и Кальвином было толкование ими ссудного процента. Лютер, проклинавший тесно связанных с папством богатейших банкиров века Фуггеров, выступил как яростный антипроцентщик (и свирепый антисемит, чьи сочинения против евреев-ростовщиков были в XX в. растиражированы в миллионах экземпляров по указу Гитлера). Кальвин, не менее ярый в «патетической бесчеловечности»(М.Вебер) своего учения о предопределении, объявил практику взимания процента дозволенной и соответствующей духу благочестивой деловитости.
2009-05-18 01:44:44 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |