Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 1

7.2. «Старая» историческая школа. «Молодая» историческая школа: историко-этическое направление

Если Ф. Лист подчеркивал, что «дельная система необходимо должна опираться на достоверные исторические факты», то у германских экономистов Вильгельма Рошера (1817-1894), Бруно Гильдебранда (1812-1878) и Карла Книса (1821-1894) в их сочинениях 1840-50-х гг. наметилась тенденция доводить приоритет фактособирания в экономических исследованиях до отрицания политической экономии как системы.

В. Рошер, начав с подбора исторических иллюстраций к основным категориям классической политэкономии, отправил в прошлое трехфакторную концепцию производства, выделив в истории 3 больших периода: древнейший, когда главный деятель - земля; средневековый, когда приобретает все большее значение труд, капитализирующийся благодаря корпоративно-цеховой исключительности; новый, когда господствует капитал и происходит вытеснение ручного труда машинным и обострение противоположности роскоши и нищеты.

Б. Гильдебранд предложил иную, но тоже 3-стадийную последовательность, отразив ее в названии своей книги «Натуральное хозяйство, денежное хозяйство и кредитное хозяйство» (1864). К. Книс вообще отказался от каких-либо общих схем развития хозяйства.

Ретроспективно Рошер, Гильдебранд и Книс были объединены понятием «старая историческая школа». Оно возникло после того, как в объединенной усилиями «железного канцлера» О. Бисмарка вокруг прусского королевства Германии возникла школа Густава Шмоллера (1838-1917) - профессора ряда университетов и одного из основателей «Союза социальной политики» (1871) -организации германских ученых-экономистов для сотрудничества с правительством в деле «укрепления новой Германии» посредством социальных реформ «сверху».

Г. Шмоллер соглашался с выводами К. Маркса о классовом конфликте предпринимателей и рабочих, но рассматривал монархию и государственное чиновничество как нейтрализующую силу в классовой борьбе. Сознание государственной властью своей ответственности перед обществом и защита интересов низших классов, социальное законодательство и гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателями - таковы, по Шмоллеру, условия классового мира и эффективного функционирования экономики.

Другой активный деятель молодой исторической школы и «Союза социальной политики» Луйо Брентано (1848-1931) подчеркивал, что одной из задач политической экономии является разрешение «вопросов, возбужденных агитацией». Брентано обосновывал заинтересованность предпринимателей в росте заработной платы, так как это является стимулом к повышению производительности труда.

Экономисты новой исторической школы - деятели «Союза социальной политики» - приняли данное им прозвище «катедер-социалистов», т.е. социалистов с профессорских кафедр. Один из них, Адольф Гельд (1844-1880) писал в книге «Социализм, социал-демократия и социал-политика»(1878): «Катедер-социализм» выдвинул в противовес как радикальной приверженности манчестерства к принципу laissez lake, так и радикальному стремлению социал-демократии к перевороту, - самостоятельный принцип примирения порядка и свободы. Упрямому консерватизму и социальной революции он противопоставил законную, шаг за шагом продвигающуюся вперед положительную реформу».

Г. Шмоллер и его ученики подчеркивали не только нормативную сторону политической экономии и неприятие абстрактно-дедуктивного метода Рикардо и анализа экономических явлений, изолированного от истории, географии, психологии, этики, юриспруденции; от особых черт, налагаемых национальностью и культурой.

В своем главном труде «Основы учения о народном хозяйстве (1900-1904) Шмоллер выдвинул программу превращения политэкономии в основную науку об обществе, которая благодаря накоплению конкретно-исторического материала и междисциплинарному подходу сможет установить генетическую связь социальных явлений, выносить этические суждения и давать практические рекомендации. Таким образом, отвергая «рецепты смитианства» в теории и экономической политике, Шмоллер стал обосновывать историко-этическое направление в политэкономии - изучение экономического поведения во всех его гранях, с акцентом на психологических, этических и правовых основах общности людей и на надиндивидуальных чертах экономической жизни, как она исторически проявляется в разных эпохах.

Шмоллер не считал возможным применение математики в общественных науках и указывал, что человеческая психика слишком сложна для дифференциального исчисления. Однако он был активным сторонником применения статистического материала.

Благодаря близости Шмоллера к официальным кругам Германской империи «новая историческая школа» стала господствующей в немецких университетах; ее влияние распространилось и за пределы Германии - в Англии, Франции, США, России. Германская школа в политической экономии способствовала формированию экономической истории и экономической географии как особых научных дисциплин.

Оппонентами исторической школы были К. Маркс (с революционных позиций) и профессор Венского университета К. Менгер, вступивший в 1883 г. со Шмоллером в «спор о методах», в защиту аналитических абстракций. У более молодых представителей самой школы тоже не вызывал одобрения сугубый эмпиризм, лишенный каких-либо теоретических обобщений.

Карл Бюхер (1847-1930) в монографии «Возникновение народного хозяйства»(1893), выдержавшей множество переизданий, предложил обобщенную схему всего экономического развития народов Западной и Средней Европы с выделением 3-х ступеней, в зависимости от длины пути, проходимого продуктом от производителя до потребителя:

1) ступени замкнутого домашнего хозяйства, где предметы потребляются в том же хозяйстве, в котором произведены;

2) ступени городского хозяйства, где произведенные предметы непосредственно поступают в потребляющее хозяйство;

3) ступени народного хозяйства, где предметы проходят ряд посредствующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя.

С удлинением пути обмена развиваются новые формы промышленности -от работы на себя (1) и на заказ домохозяина (2) - к городскому ремеслу (3) и далее - к кустарной промышленности (4) и фабричному производству (5). Две последние формы промышленности соответствуют ступени народного хозяйства. Эволюция форм промышленности сопровождается распространением сферы влияния капитала вплоть до полного охвата им национальной экономики.

 

2009-05-18 01:44:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34                                
Яндекс.Метрика