История экономических учений. Ч. 1
6. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ УТОПИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА
6.1. Утопический социализм
В 30-40-е гг. XIX в. среди всех идеологий, существовавших в Европе одно из ведущих мест занял социализм. Термин «социализм» ввели сен-симонисты - ученики экстравагантного француза Клода Анри Рувруа де Сен-Симона (1760-1825), одного из замечательных мыслителей XIX в. Сен-Симон был первым теоретиком индустриального общества и первым, кто предложил в качестве критерия общественного прогресса рассматривать уменьшение эксплуатации человека человеком (рабство, крепостничество, наемный труд).
Сен-Симон сформулировал такие принципы организации нового строя, как всеобщий труд, превращение государственного управления в «составление, рассмотрение и приведение в исполнение полезных для населения проектов» с сохранением «приманки частных выгод» для привлечения людей к работам по мелиорации, устройству каналов, дорог и мостов. Руководящий орган - парламент нового типа с 3-мя палатами: изобретений, исследований и исполнения; члены последней должны избираться из богатых промышленников.
Сен-Симон указал на роль связующего посредничества банков в объединении «промышленности всех родов» для достижения цели общенародного интереса. После смерти Сен-Симона его последователи развили идею общей банковской системы с трехуровневой иерархией (центральный, территориальные и специализированные отраслевые банки) для согласования потребностей производства и потребления и решения основных задач научно-промышленного общества: «Точной классификации работников», «разумного распределения орудий производства», «правильной оценки сделанного», «справедливого вознаграждения труда».
Справедливым сен-симонисты - противники считали вознаграждение по «каждой способности по ее делам», «праву способности», которое должно заменить право наследования - пережиток феодального права завоевания.
Сен-симонисты подчеркивали, что прогресс человечества - это процесс убывания антагонизма и возрастания ассоциации, и в области экономической организации это означает переход к централизованному планированию работ на основе научных исследований и низкопроцентного банковского кредита.
В отличие от Сен-Симона и его школы другой французский утопист - Шарль Фурье (1772-1837), идеями которого было вдохновлено наибольшее количество коммунитарных экспериментов (во многих странах, включая США, Испанию, Румынию, Россию) был приверженцем децентрализованной организации производства. Наиболее яркая идея Фурье - замена экономического принуждения трудом, привлекательным в своем разнообразии (трудовые «сеансы»), когда каждый переходит от одного занятия к другому от умственного труда к физическому, от промышленного - к сельскохозяйственному.
Практичнейший из утопистов - великий английский филантроп Роберт Оуэн (1771-1858) - сначала был управляющим прядильной фабрикой в шотландском городе Нью-Ланарке (с 1800), на которой он улучшил условия труда и быта рабочих; один из инициаторов первого английского фабричного закона (1802). В 1817 г. Оуэн выступил с широкой программой радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», лишенных частной собственности, классового неравенства, противоположности между физическим и умственным трудом.
К планам Оуэна, вдохновившим несколько коммунитарных экспериментов («Новая Гармония» в США, «Орбистон» в Англии), критически отнесся Д. Рикардо.
В свою очередь Р. Оуэн, из политэкономии Рикардо, основанной на трудовой теории ценности, сделал вывод, что весь произведенный продукт должен принадлежать трудящимся. Этот вывод подхватили несколько общественных деятелей, известных как социалисты-рикардианцы - У. Томпсон, Т. Годскин и др.
«Народная политэкономия» социалистов-рикардианцев, делавших социалистические выводы из трудовой теории ценности и критиковавших вместе с другими утопистами строй капиталистической конкуренции, подготовила почву, на которую с формулой «критики политической экономии» вступили Ф. Энгельс и вслед за ним - К. Маркс, изложивший результаты своих исследований в книгах «К критике политической экономии» (1859) и «Капитал. Критика политической экономии».
2009-05-18 01:44:44 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |