История экономических учений. Ч. 1
5. ФРИТРЕЙДЕРСТВО И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ В ЕВРОПЕ
5.1. Политическая экономия и идеология
Понятие идеологии ввел французский политэконом граф Детю де Траси (1754-1836). Он предлагал развивать под таким названием науку об общих законах происхождения идей из опыта («Элементы идеологии», 4 тома, 1801-1815). Наполеон Бонапарт пренебрежительно назвал идеологами людей, проповедующих взгляды, оторванные от практических вопросов общественной жизни и от реальной политики. Однако вскоре под идеологиями стали понимать системы взглядов, оформленных в программы и лозунги политических партий - разного рода «измы», количество которых быстро росло в течение первой половины XIX в.
Реакция на Французскую революцию и наполеоновские походы породила такие идеологии как консерватизм, романтизм, национализм. В годы Реставрации во Франции Б. Констан оформил в философско-политическую доктрину либерализм. Констан обосновал новую трактовку свободы - не как права деятельного участия в общем властвовании, а как независимости личности в том, что касается ее занятий, предприятий и фантазий.
В начале 1830-х гг. делившие власть в британском парламенте тори и виги стали называться Консервативной и Либеральной партиями. В Либеральной партии было сильно влияние фабрикантов центра английской текстильной промышленности - Манчестера. Они были заинтересованы в максимально свободном режиме внешней торговли. В критике протекционизма Смитом и хлебных законов - Рикардо, в формуле laissez faire они нашли готовые принципы экономического либерализма, распространяя принципы индивидуализма и невмешательства государства в экономику на отношения между нанимателями и рабочими (что означало свободу эксплуатации первыми вторых - с запретом объединений рабочих для защиты своих интересов, с противодействием законодательному регулированию рабочего дня и условий труда). Манчестерство и фритрейдерство - от англ. - free trade; стали общеевропейскими синонимами экономического либерализма.
Во Франции эту доктрину развивала школа Жана Батиста Сэя (1767-1832), почитателя и систематизатора учения Смита.
5.2. Либеральный оптимизм школы Сэя
Выпустив «Трактат политической экономии»(1803), Сэй, со своей приверженностью свободе торговли, встал в оппозицию к Наполеону и попал в опалу, зато в годы Реставрации с репутацией «жертвы узурпатора» он сделал карьеру, издав «Полный курс политической экономии»(1828-1829) и возглавив созданную специально для него первую в истории кафедру политэкономии.
Сэй интерпретировал теорию ценности Смита как теорию трех факторов производства, владелец каждого из которых получает свой доход: земля - ренту, капитал - прибыль, труд - заработную плату, и никакого противоречия не возникает. Сэй уделил особое внимание роли предпринимателя как координатора факторов производства, отграничив нечастую предпринимательскую способность от владения капиталом. Таким образом, к Сэю восходит общепринятая в настоящее время классификация экономических ресурсов на 4 основных вида - природные, трудовые, капитальные и предпринимательские.
Но наиболее известен Ж.-Б. Сэй получившим его имя законом рынков. Этот закон известен в разных формулировках: самого Сэя: «Каждый продукт с того самого момента, когда он произведен, создает сбыт для других продуктов на полную сумму своей ценности»; Рикардо: «Не существует границ для спроса»; Кейнса: «Предложение само порождает спрос», или «совокупная цена спроса на продукцию в целом равна совокупной цене предложения для всего объема продукции».
После того, как Кейнс отношение к закону Сэя принял за критерий принадлежности к классической школе, макроэкономисты пришли к различению «сильной» и «слабой» версий закона рынков - «тождества Сэя» и «равенства Сэя».
«Тождество Сэя» означает, что товарный рынок находится в равновесии, поскольку товаропроизводители используют денежную выручку от своих продаж для предъявления спроса на другие товары. Деньги, таким образом, выступают как счетные единицы, лишь опосредующие товарный обмен («деньги - это вуаль» - Сэй).
«Равенство Сэя» принимает во внимание функцию денежной наличности как средства сохранения ценности и возможность избыточного спроса на деньги и временного нарушения равновесия на товарном рынке вследствие перенасыщения его одними товарами и недонасыщения другими. Если какие-либо произведенные товары не находят сбыта, это значит, что недостает других продуктов, которые можно было бы обменять на данные.
Однако предполагается, что это нарушение автоматически корректируется через изменения уровня цен и ставки процента: свободная конкуренция через ценовой механизм, (включая уровень процентной ставки как цену денег), обеспечивает тенденцию к саморегулированию, если возникает избыточное предложение товаров и избыточный спрос на деньги.
Сэй провозгласил, что «административные границы государств, которые все в глазах политика, для политической экономии являются лишь преходящими явлениями». Его последователь Шарль Дюнуайе предложил афоризм: «Я ничего не предписываю, я ничего не предлагаю, я излагаю», - как кредо позитивной политической экономии, отрицающей государственное вмешательство и убежденной во внутренних силах свободной конкуренции. Другой последователь Сэя - Фредерик Бастиа (1801-1850) получил широкую известность энергичной пропагандой фритрейдерства в книгах «Экономические софизмы»(1845) и «Экономические гармонии»(1850).
Очередная революция во Франции (1848) стала поводом для полемики Бастиа с идеологом анархизма Пьером-Жозефом Прудоном (1809-1865). Прудон, нашумевший памфлетом «Что такое собственность?» выдвигал идею справедливого «банка обмена» на основе беспроцентного кредита - этот эксперимент прекратился в 1849 г. Бастиа, используя вопрос о справедливости процента на капитал как повод для более широкой полемики, доказывал, что «частная собственность - это сама истина и справедливость, и что она носит в себе не зародыш смерти, как утверждают социалистические писатели, а принцип прогресса и жизни»; что «предоставленные самим себе экономические интересы стремятся к гармоническим комбинациям, ко все большему перевесу общественного блага». Бастиа наиболее явно выразил теорию гармонии интересов на основе свободной конкуренции.
2009-05-18 01:44:44 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |