Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 1

4.3. Общественная деятельность Рикардо

Во времена А. Смита Великобритания уже имела развитое бумажноденежное обращение, и великий шотландец сформулировал доктрину реальных векселей - общее количество бумажных денег «ни при каких условиях не может превышать ценности золотой и серебряной монеты, которую они заменяют», так как избыток будет предъявлен банкам в обмен на золото.

Но в условиях конфликта с революционной Францией, банк Англии в 1797 г. приостановил размен банкнот на золото. С другой стороны, войны с Наполеоном и установленная последним континентальная блокада привели к 3-кратному повышению в Англии цен на хлеб. Парламент под давлением лендлордов, извлекавших благодаря «раздувшимся» ценам высокие ренты, провел хлебные законы о запрете импорта зерна, который бы снизил цены. Лендлорды утверждали, что отток золота за границу обесценивает деньги, это увеличивает «естественную норму ренты» и поэтому растут цены на хлеб.

Рост цен на хлеб был не выгоден фабрикантам, поскольку приходилось увеличивать номинальную заработную плату рабочих. Выразителем интересов фабрикантов в дебатах о причинах высоких цен на хлеб стал Давид Рикардо (1772-1823), человек с математическим складом ума, к 30 годам сколотивший миллионное состояние игрой на курсах акций.

Рикардо выступил с обоснованием отмены хлебных законов и установления системы обращения бумажных денег, разменных на золото по твердому курсу. Такая система была установлена в Англии в 1819 г. и получила название золотого стандарта. В 70-90-е гг. она стала международной (США, Европа, Россия, Япония) и функционировала в качестве таковой до 1914 г.

Рикардо развил принципы свободной торговли до принципа сравнительных преимуществ в международном товарообороте. Используя условный числовой пример, Рикардо проводил идею, что если в одной стране два товара могут быть произведены с меньшими трудозатратами, чем в другой, первой стране выгоднее специализироваться на более дешевом для нее товаре, импортируя второй товар.

1817 г. Рикардо издал свой главный труд «Начала политической экономии и налогообложения». Через 2 года он стал членом парламента, а еще через 2 года - лидером Лондонского клуба политэкономии, в который вошли также Т.Р. Мальтус, Дж. Милль, Томас Тук. Последний был составителем поданной в парламент петиции Лондонского Сити, с которой в Англии началось широкое общественное движение за введение свободы внешней торговли. Петиция провозглашала, что политика, основанная на принципе международной свободы то»говли, «распространяет богатство среди населения всех торгующих государств.

4.4. Теория ценности, капитала и земельной ренты Д. Рикардо

Опыт биржевого дельца, политические дебаты, влияние прославленного труда А. Смита, увлеченные занятия на досуге (богатство позволяло!) математикой и естественными науками - все это сформировало мышление Рикардо как выдающегося теоретика-экономиста.

Но наряду с этим надо отметить сильное влияние книги преподобного Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834) «Опыт о законе народонаселения» (1798). Приходской священник Мальтус полемически «заострил» свое сочинение против поборников усовершенствования общества. Он заявил, что главная причина бедности - не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в законе народонаселения и в законе убывающего плодородия почвы.

Используя данные об увеличении вдвое численности населения США с момента обретения ими независимости (где велика была роль иммиграции), Мальтус выводил как универсальную закономерность удвоение численности населения за каждые 25 лет (геометрическая прогрессия). В то же время прирост жизненных средств, по его мнению, возможен только в арифметической прогрессии: запасы плодородной земли ограничены, и каждое последующее вложение в нее труда и капитала дает уменьшающееся количество продовольствия.

«Человек, пришедший в занятый уже мир, если его не могут прокормить родители... и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо пропитание; в сущности он лишний на земле. На великом жизненном пиру для него нет места». Силы природы обрекают общество на беспросветную бедность.

Мрачный священник, получивший в 1805 г. кафедру современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, стал вскоре другом Рикардо и одновременно его оппонентом по многим вопросам, - но во взглядах на законы народонаселения и на законы убывающего плодородия почвы они были едины.

Как теоретик Д. Рикардо, широко применяя дедуктивный, абстрактно-аналитический метод, во многих вопросах начал свои научные изыскания там, где закончил А. Смит и продвинулся гораздо дальше его.

Главной проблемой политэкономии Рикардо считал проблему распределения доходов между 3-мя главными классами общества - рабочими, капиталистами и землевладельцами. Последние получают свой доход в форме ренты. «Рента -это та доля продукта земли, которая уплачивается землевладельцу за пользование первоначальными и нерушимыми силами природы».

В противоположность Смиту, Рикардо пришел к выводу, что рента является следствием не щедрости, а скупости земли и не входит в естественную цену товара. Естественная цена товаров «регулируется в конечном счете издержками производства, а не как это часто утверждали, отношением между предложением и спросом».

Влияние отношения между предложением и спросом может иметь лишь временный характер. Но цена регулируется издержками производства при самых неблагоприятных условиях, при каких необходимо трудиться, чтобы произвести требуемое количество продукта. Чтобы удовлетворить потребность растущего населения в хлебе, его приходится выращивать и на очень плохих, и на постоянно ухудшающихся участках. Цена хлеба на таких участках определяет цены на хлеб в целом. Но участки, лучшие по качеству, дают то же количество хлеба при меньших затратах или большее - при равных.

Таким образом, лучшие участки дают дополнительный доход: он и составляет дифференциальную ренту - следствие ограниченности и разнокачественности земель и частной собственности на землю. «Рента уплачивается потому, что хлеб дорог». Рикардо выделил 2-ве основные разновидности ренты - по плодородию и по местоположению (удобство в доставке хлеба на рынок), но в основном анализировал первую.

Рикардо стремился создать последовательную трудовую теорию ценности. При этом он трактовал капитал как накопленный труд: «Труд, вложенный в орудия, машины, в строения, которые служат для создания капитала». Отсюда стал возможен вывод, что относительная ценность вещи определяется относительным количеством труда, необходимого для ее производства и доставки на рынок. Исключение Рикардо делал для вещей невоспроизводимых, уникальных - их ценность определяется редкостью.

Участие в дебатах о хлебных законах и теоретический анализ убедили Рикардо в том, что землевладельцы получают нетрудовые доходы и их интересы идут вразрез с интересами других классов. Но далее он пришел и к выводу о противоположности интересов предпринимателей и рабочих; о том, что прибыль капиталиста - есть «вычет из заработной платы».

Разделяя представления Мальтуса, Рикардо считал, что реальная заработная плата должна быть ограничена минимумом средств существования, поскольку при повышении своих доходов рабочие склонны к большему деторождению и усугублению перенаселения. «Естественная цена труда - есть та цена, которая доставляет всем вообще рабочим средства для существования и продолжения их рода, но так, чтобы он не увеличивался и не уменьшался».

С другой стороны, исчерпание количества относительно лучших земель и необходимость для пропитания растущего населения вовлекать в оборот худшие земли при действии закона убывающего плодородия почвы ведет к увеличению издержек производства цен на хлеб и росту цен на него, а следовательно, - к росту номинальной заработной платы. Тем самым уменьшается доля капиталистической прибыли, которая оказывается как бы «зажатой» между земельной рентой и номинальной заработной платой. Но падение капиталистической прибыли подрывает стимулы экономического развития, и Рикардо пришел к так называемому экономическому пессимизму, а некоторые из современников назвали его учение «мрачной наукой» и «политэкономией раздора».

Последнее определение имело в виду конфликтность классовых интересов, вытекающую из теории ренты, прибыли и заработной платы. Рикардо жил в эпоху наибольших бедствий английского рабочего класса и первых примитивных форм организованного протеста (движение луддитов - разрушителей машин). Рикардо суждено было стать одним из тех, кто определил характер XIX в. как века идеологий. При этом рикардианство «питало» две влиятельные и враждебные идеологии - либерализма и социализма.

 

2009-05-18 01:44:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34                                
Яндекс.Метрика