Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

4.4. Государственный механизм

В Конституции СССР 1936 г. было закреплено руководящее положение коммунистической партии. Закон не запрещал существование других, кроме ВКП(б), политических партий. Статья 126 Конституции СССР 1936 г. разрешала объединение граждан и даже гарантировала право создания общественных организаций. Однако на деле помыслить о создании какой-то иной политической партии было невозможно.

Формы партийного руководства государством были различными. Иногда создавались совместные партийно-государственные органы, как, например, ЦКК-РКИ или политотделы МТС и совхозов. Чаще же партийные руководители различных уровней становились и руководителями государственных органов. Укоренялась практика, когда директивы партии лишь оформлялись в государственном порядке, а иногда действовали и непосредственно. Советское государство, как и прежде, строилось на основе принципа демократического централизма (на деле - бюрократического централизма).

Советский государственный механизм строился на основе сочетания коллегиальности и единоначалия. На практике коллегиальность все чаще подменялась волей одного начальника.

Органы власти и управления. Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней - Советы депутатов трудящихся, что должно было свидетельствовать о достигнутой социальной однородности советского общества. Она упростила и сделала более четкими структуру и статус органов власти и управления.

Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру. Сохранен был и принцип формирования палат. Одна из них - Совет Национальностей - включала в себя фиксированное количество депутатов: по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Как и прежде, палаты были равноправны. Верховный Совет стал единственным законодательным органом Союза. Верховные советы должны были избираться на 4 года и работать подобно прежним ЦИКам в сессионном режиме.

Сессионный порядок работы Верховного Совета обусловил необходимость создания постоянно действующего Президиума Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат. Он состоял из председателя, его заместителей, секретаря и 24 членов. Президиум созывал сессии Верховного Совета, давал толкование действующим законам, отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону. Президиум Верховного Совета не являлся законодательным органом. Однако он имел право издавать указы - своеобразные акты, правовая природа которых в Конституции определена не была.

Конституция 1936 г. сохранила Совет Народных Комиссаров СССР (правительство). Однако теперь он был лишен законодательных прав.

В качестве органов отраслевого управления Конституция, как и прежде, предусматривала народные комиссариаты. Было сохранено деление наркоматов на три категории: общесоюзные, союзно-республиканские (которые раньше назывались объединенными) и республиканские.

Система органов власти и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной. Что касается местных Советов, то на их судьбе отразилось проведение сплошной коллективизации, которая привела к тому, что на селе сложились два руководящих органа - сельсовет и правление колхоза.

Конституция СССР 1936 г. изменила конструкцию местных советских органов. Теперь в областях, краях, районах вместо прежних съездов Советов стали избираться, как и в населенных пунктах, просто Советы. Исполкомы Советов стали теперь только исполнительно-распорядительными органами.

Усложнение руководства промышленностью вызвало необходимость реорганизации управления отраслью. До сих пор руководство было сосредоточено в одном Наркомате - ВСНХ. В 1932 г. он был разделен на три наркомата - тяжелой, легкой и лесной промышленности. Из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился самостоятельный общесоюзный Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. Эта реорганизация привела к тому, что теперь каждой сложившейся отраслью руководил свой отраслевой орган - наркомат.

Реорганизованы были и финансовые органы. В связи с кредитной реформой все дело кредитования было сосредоточено в Государственном банке. При этом Госбанк стал обслуживать лишь текущую эксплуатационную деятельность предприятий. Финансирование же капитального строительства поручалось специальным банкам долгосрочных вложений: Промбанку, Сельхозбанку и др.

Правоохранительные и репрессивные органы. Конституция 1936 г. и принятый в 1938 г. закон о судоустройстве изменили порядок формирования народных судов. Вновь был введен принцип выборности непосредственно населением. Произошли перемены в статусе и формах деятельности верховных судов. Ключевым моментом здесь стали преобразования, касающиеся Верховного Суда Союза. Новая Конституция записала: «Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик». Централизация судебной системы завершилась с созданием в 1936 г. Народного комиссариата юстиции СССР, на который было возложено управление всеми судами.

Законодательство предусматривало осуществление правосудия только судами. Однако при обвинении в контрреволюционных преступлениях применялась и внесудебная репрессия. В 1934 г., в ходе создания НКВД СССР при наркоме внутренних дел было образовано так называемое Особое совещание (ОСО), которое могло применять репрессию без надлежащих процессуальных гарантий, даже без вызова самого обвиняемого. В Особое совещание входили заместитель наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания должен был присутствовать Прокурор СССР или его заместитель.

Очень скоро Особое совещание перестало справляться со все увеличивающимся количеством дел. Поэтому в 1935 г. приказом НКВД были созданы так называемые «тройки», которые стали как бы филиалами ОСО на местах. В них входили: первый секретарь соответствующего обкома партии, начальник областного управления НКВД и областной прокурор. В 1937 г., в разгар массовых репрессий, эта конструкция была еще упрощена - из «троек» исключили представителей партийных органов, сделав «двойки».

В июне 1933 г. была организована Прокуратура СССР, на которую был возложен надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, судебный надзор, возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения, надзор за законностью действий органов ОГПУ, милиции, угрозыска и исправительно-трудовых учреждений.

В 1931 г. было издано Положение о Рабоче-Крестьянской милиции Союза ССР, в котором регламентировалась ее организация и деятельность в масштабе всего Союза. Централизация усилилась, когда в 1932 г. было создано Главное управление милиции при ОГПУ, подчинившее себе республиканские управления. При образовании в 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР оно было включено в его состав.

Противоречивые тенденции наметились в развитии органов государственной безопасности. Существовавшая до 1934 г. судебная коллегия ОГПУ была упразднена. Подсудные ей дела перешли к областным и верховным судам, а также к военным трибуналам. Само ОГПУ включалось в состав Наркомата внутренних дел в качестве Главного управления государственной безопасности. Однако, как уже упоминалось, в том же году при Наркоме внутренних дел было учреждено пресловутое Особое совещание. Постановления Особого совещания лишь завершали цепь беззаконий, творимых оперативными и следственными органами НКВД.

Вооруженные Силы. Организационные основы Красной Армии были закреплены в Законе об обязательной военной службе, принятом в 1930 г. 1 сентября 1939 г., в день нападения Германии на Польшу, был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности. Отказались от классового подхода к призыву, прежние ограничения по военной службе были сняты.

Еще в 1936 г. призывной возраст был снижен с 21 до 19 лет. Теперь закон установил, что лица с полным средним образованием могут призываться с 18 лет.

Вооруженные Силы на протяжении всех тридцатых годов росли количественно и качественно. Численность армии и флота за девять лет выросла в три с половиной раза. К началу Великой Отечественной войны наши Вооруженные Силы достигали 5,4 млн. человек, т. е. были немногим меньше, чем к моменту окончания гражданской войны. Однако в конце 30-х годов по личному составу Вооруженных Сил был нанесен сильнейший удар. Массовые репрессии коснулись самой ценной их части - командного состава. Были арестованы десятки тысяч командиров всех уровней, причем чем выше был их уровень, тем больше был процент арестованных и расстрелянных.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика