Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 3

3.4. Правовая политика Временного правительства

У Временного правительства не было намерения в краткие сроки коренным образом изменить право, действовавшее во времена царизма. Оно могло выполнять необходимую служебную роль и в рамках новой политической системы. И все же в ряде отраслей права в период республики произошли существенные изменения путем принятия Временным правительством соответствующих актов. Иногда оно санкционировало то, что уже было совершено непосредственными действиями революционных сил. Таким образом, наиболее одиозные монархические законы отменялись, вступали в действие новые правовые нормы.

Прежде всего последовала отмена Основных государственных законов 1906 г., которые подробно регламентировали права императора, имущественные и другие права императорской семьи, закрепляли сложившуюся при царе организацию государственного аппарата, права и обязанности важнейших центральных государственных органов.

Сам факт отмены Основных государственных законов 1906 г. внес принципиальное изменение в систему ряда важнейших институтов государственного права. В конце сентября - начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось вынести на рассмотрение Учредительного Собрания. Одним из них стал проект «Об организации исполнительной власти при Учредительном Собрании». По проекту Россия объявлялась республикой во главе с президентом, избираемым непосредственно Учредительным Собранием. Предполагался также двухпалатный парламент. Президент становился главой государства и правительства. Законопроекты должны вноситься в Учредительное Собрание по распоряжению и от имени президента, который наделялся законодательной инициативой.

Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное Собрание. Выборы должны были представлять собой голосование по партийным спискам, что обеспечивало победу наиболее известным и авторитетным в стране партиям.

Принятое в апреле Положение «О регистрации товариществ, обществ и союзов» дополнило устав гражданского судопроизводства и определило порядок регистрации (в регистрационных отделах окружных судов), значительно упростив его. Еще в марте принимается постановление «О кооперативных товариществах и их союзах, возникающих без особого разрешения правительственной власти».

В апреле принимается закон «О рабочих комитетах в промышленных заведениях», которые создавались на предприятиях по предложению одной десятой части рабочих, в них занятых. Фабрично-заводские комитеты должны рассматривать споры рабочих с предпринимателями, заниматься культурно-просветительной деятельностью. Тогда же принимаются законы «О печати» и «Об учреждениях по делам печати», запретившие административные взыскания на издания. Согласно этим законам, могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднены Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции были возложены на комиссаров Временного правительства.

После июльских событий политика правительства ужесточается. Принимается постановление о наказаниях за публичные призывы к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям. В специально изданном постановлении «О печати» установлены наказания «за призывы к гражданской войне», сделанные в средствах массовой информации. Вместе с тем правительство отказалось от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявляемых на военном положении (постановление «О лицах, арестованных во внесудебном порядке»). В самом начале августа принимается постановление «Об условиях досрочного освобождения заключенных». В то же время военно-административные методы, введенные еще до революции для обеспечения фронта и тыла продовольствием и другими ресурсами, сохранялись.

В судебной практике в период демократической республики продолжали действовать Судебные уставы 1864 г. и Уголовное уложение 1903 г. Юридическое совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, составляющие основу ст. 87 Основных законов, и дало ряд предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики.

Неизмеримо увеличился по сравнению с прошлым объем прав граждан. В первые дни и месяцы после победы Февральской буржуазно-демократической революции российские граждане получили весьма широкие политические права: свободу слова, печати, собраний, демонстраций и др. Некоторые из политических свобод предусматривались еще царским законодательством, но в условиях царизма они осуществлялись с большими препятствиями.

Буржуазия после ликвидации двоевластия стремится ограничить те политические свободы, которыми народные массы стали пользоваться после победы буржуазно-демократической революции. 28 июля 1917 г. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел право не допускать и закрывать всякие собрания и съезды, которые нецелесообразны по мотивам военной и государственной безопасности. Одной из причин принятия этих мер являлось стремление поставить в нелегальное положение VI съезд РСДРП(б).

Временное правительство не стремилось к установлению полного равноправия граждан России. Сохранялось сословное деление в обществе и связанные с этим привилегии. Оставались незыблемыми различные титулы и звания (граф, князь и др.).

Буржуазному правительству пришлось узаконить созданные революционным творчеством пролетариата фабрично-заводские комитеты как органы рабочего представительства. Однако в соответствующем законодательном акте ограничивались функции фабзавкомов, которые в связи с этим были вынуждены многие мероприятия проводить явочным порядком (установление рабочего контроля за производством и распределением, введение 8-часового рабочего дня на предприятиях и др.).

По требованию масс Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой ее срочной или пожизненной каторгой. После июльских событий правительство усиливает репрессии в отношении военнослужащих, не желающих продолжать кровопролитную войну. 12 июля 1917 г. последовало введение смертной казни на фронте за ряд государственных и воинских преступлений. Одновременно создавались так называемые военно-революционные суды для применения немедленной репрессии в отношении революционно настроенных военнослужащих. В этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась чрезвычайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных дел, приговоры не подлежали обжалованию.

С точки зрения буржуазии идеальными в области уголовного права и уголовного процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г. и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось лишь немного улучшить текст отдельных статей. Пока же на практике следственным органам и судам рекомендовалось применять эти документы в прежних редакциях.

Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство все же внесло. В июле-августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по ряду преступлений. К ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность (каторга) за агитацию против политики правительства. Аналогичную цель преследовали также такие новые составы преступления, как призыв к дезорганизации, анархии. Закон от 19 июля 1917 г. установил уголовную ответственность за забастовки железнодорожников.

2 августа 1917 г. военный министр и министр внутренних дел получили право в административном порядке арестовывать и высылать лиц, действия которых будут признаны опасными. Устанавливая эти меры, правительство подготавливало мероприятия по очистке Петрограда от нежелательных элементов путем высылки многих тысяч революционно настроенных рабочих. Такие меры Временному правительству все же не удалось провести, но многих большевиков на основании закона от 2 августа 1917 г. арестовали и содержали в тюрьме.

4 августа 1917 г. Временное правительство приняло еще один закон об усилении уголовной ответственности (пожизненная или срочная каторга) за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Ясно, что этот закон предусматривал прежде всего расправу с оппозиционными силами, выступавшими за свержение Временного правительства.

 

2009-05-18 01:36:17 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика