Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 3

3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (февраль - октябрь 1917 г.)

3.1. Падение самодержавия и установление двоевластия

В начале 1917 г. углубление социально-экономического и политического кризиса привело к взрыву всеобщего недовольства в России. Самодержавие оказалось не в состоянии управлять государством. Либеральная оппозиция занимала выжидательную позицию. Революционные движения были слишком разобщены, чтобы планировать восстание. Февральская буржуазно-демократическая революция разразилась стихийно. Ее размах и быстрота, с которой была достигнута победа, стали неожиданностью как для партий и политических группировок, существовавших тогда в России, так и для самих участников революционных событий.

В середине февраля 1917 г. власти Петрограда решили ввести карточную систему. В нескольких районах города перед пустыми прилавками магазинов вспыхнули беспорядки. Из-за перебоев в снабжении сырьем администрация крупнейшего завода - Путиловского - объявила локаут: тысячи рабочих оказались выброшенными на улицу. В ответ - митинги, забастовки. К концу февраля забастовками было охвачено более 80% петроградских рабочих. Невский проспект был заполнен демонстрантами, выступавшими под лозунгом «Долой царя!». Резко оживилось революционное подполье. Появился Манифест ЦК РСДРП (б) «Ко всем гражданам России», в котором содержался призыв создать временное революционное правительство для разработки законов, защищающих права граждан, для конфискации земель помещиков, монастырей, царской семьи, введения восьмичасового рабочего дня и всеобщего прямого избирательного права, а также для выработки мер по разрешению продовольственного вопроса и прекращению войны. Все попытки командующего Петроградским военным округом генерала Хабалова навести порядок в столице не дали результата. 27 февраля солдаты запасных полков, расквартированных в Петрограде, стали переходить на сторону революции. На следующий день Хабалов, полностью потерявший контроль над положением в столице, приказал последним защитникам старого строя сложить оружие.

В ходе Февральской революции возникли новые органы власти, которым предстояло переустраивать Россию. 27 февраля лидеры либеральных партий в Государственной думе образовали Временный комитет для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями во главе с октябристом М.В. Родзянко, председателем IV Думы. Одновременно с ним в Петрограде возник еще один центр власти - Петроградский Совет рабочих депутатов. Первое заседание Петросовета состоялось вечером того же 27 февраля в том же Таврическом дворце - по соседству с залом, где заседала Дума. На нем присутствовало около 50 депутатов. Председателем Совета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, товарищами (заместителями) председателя - эсер В.Ф.Керенский и меньшевик М.И. Скобелев. На первом же заседании исполкома Петросовета было решено организовать рабочую милицию на фабриках и заводах (по 100 человек от 1 тыс. рабочих), запретить выход черносотенных газет и организовать издание газеты «Известия». Совет принял решение об изъятии финансовых средств из распоряжения старых властей и взял на себя функцию контроля за их расходованием.

Временный комитет Государственной думы выполнял правительственные функции всего три дня. Затем по соглашению между лидерами Временного комитета и эсеро-меньшевистским руководством Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов было образовано Временное правительство. Формально оно ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета Государственной думы, совместно с которым до мая 1917 г. оно проводило заседания. В то же время Петроградский Совет связал правительство рядом обязательств и следил за их исполнением. Это были требования: проведения немедленной и полной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам, осуществления свободы слова, собраний и других свобод, в том числе для военнослужащих, принятия немедленных мер по созыву Учредительного собрания на основе демократических выборов, замены полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению, демократических выборов органов самоуправления, отмены всех сословных, религиозных и национальных ограничений. Согласившись с общедемократическими требованиями Совета, буржуазные лидеры из Временного комитета Государственной Думы отказались от предложенного пункта о «воздержании от всех действий, предрешающих форму будущего правления». Дело в том, что эсеро-меньшевистские лидеры Петроградского Совета хотели видеть Россию республикой, но не настаивали на этом, а кадеты - конституционной монархией. Однако в условиях революции кадеты на своем съезде в марте 1917 г. согласились с провозглашением России республикой.

Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Областные, губернские, городские, уездные, волостные Советы составили систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Подконтрольное Временному комитету Государственной Думы Временное правительство, его уездные и губернские комиссары, земства, городские думы и управы, местный правительственный аппарат составляли другую систему органов. Эти две альтернативные системы не могли быть соединены, так как представляли интересы противоположных социальных слоев. В приоритетном положении оказалась та система, которую возглавляло Временное правительство потому, что у него были опытные кадры, были связи, знания, поддержка зарубежных политических сил и отечественного капитала, были средства. Поэтому политическая власть оказалась в руках Временного правительства, в ведении которого оказался весь старый аппарат управления.

Двоевластие сохранялось до июля 1917 г., порождая политические кризисы: революцию осуществили рабочие и солдаты, сформировавшие Советы, а в правительстве были буржуазные противники революции. Уже в конце марта -начале апреля на Всероссийском совещании Советов отмечалось, что Советы во многих местах выполняют функции государственно-экономического управления, что в старых самоуправлениях господствуют контрреволюционные элементы, сторонники куцей конституции, поэтому революционные массы должны консолидироваться вокруг Советов, а не местных самоуправлений и Временного правительства. Большевики предлагали, чтобы совещание Советов образовало орган, который бы контролировал правительство и перед которым оно бы несло ответственность. Предложение большевиков, поддержанное многими рядовыми меньшевиками и эсерами - делегатами Совещания, позволяло, не свергая Временное правительство, изменить его состав. Хотя совещание приняло расплывчатую эсеро-меньшевистскую резолюцию, сама постановка вопроса о верховенстве власти Советов имела большое политическое значение. Позиция большевиков имела особое значение, так как популярность партии в массах неуклонно росла. Большой вклад в решение проблемы организации верховных органов власти внесла Апрельская конференция большевиков 1917 г., требовавшая усиления роли Советов, передачи им власти на всех уровнях управления страной без свержения Временного правительства, еще имевшего влияние в массах.

Таким образом, в конце марта и начале апреля большевики предлагали, чтобы Всероссийское совещание Советов образовало верховный орган власти, а в июне в свете решений Апрельской конференции большевиков ставился вопрос о придании самому съезду Советов полномочий высшего органа власти. Помешали этому эсеро-меньшевистские лидеры, хотя многим рядовым членам этих партий импонировало такое предложение.

В разгар февральских событий (28 февраля) Николай II выехал из ставки в Царское Село, намереваясь превратить его в плацдарм для карательных отрядов, нацеленных на революционный Петроград. Затем царский поезд проследовал в Псков, где находился штаб Северного фронта. Узнав о полной победе революции, Николай II первоначально предполагал ограничиться поручением Родзянко сформировать правительство, подотчетное монарху, однако к исходу 1 марта царь согласился на формирование правительства, ответственного перед законодательными палатами. Тем временем события развивались с молниеносной быстротой. Полки, направленные с фронта для усмирения революционной столицы, перешли на сторону восставших. В этой ситуации Временный комитет пришел к выводу, что только отречение царя спасет страну. 2 марта депутаты Думы Гучков и Шульгин прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол, и Манифестом от 3 марта царь предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному Собранию.

Старый строй изжил себя. Царизм противоречил интересам не только большинства населения, но и широким кругам так называемого «образованного общества» - либеральным помещикам, буржуазии, интеллигенции. Потерял он опору и в верхушке армии, которая в критические для Николая II дни отвернулась от своего верховного главнокомандующего. «Монархия в России пала сама, - отмечал русский философ Н.А. Бердяев, - ее никто не защищал, она не имела сторонников».

Но отречение царя не было актом ликвидации института монархии. Никаких постановлений верховных органов об упразднении монархии в России не последовало. Россия формально оставалась монархией до 1 сентября 1917 г.

3 марта была опубликована декларация о составе и программе Временного правительства. Председателем его и министром внутренних дел был назначен крупный помещик князь Г.Е. Львов. Впрочем, он являлся лишь номинальным главой правительства, по отзывам современников, «воплощением пассивности». Самой влиятельной фигурой в правительстве был министр иностранных дел П.Н. Милюков. Военным и морским министром был назначен лидер «Союза 17 октября» А.И. Гучков. Портфель министра финансов получил крупнейший землевладелец и сахарозаводчик М.И. Терещенко, а министра юстиции - эсер А.Ф. Керенский.

 

2009-05-18 01:36:17 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика