Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 2

2.3. Изменения в государственном механизме

В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица - императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко и безапелляционно: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея - идея законности власти монарха.

Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. Русский посол в Лондоне граф С.Р. Воронцов в частном письме писал: «Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без конституции, без твердых законов, без несменяемых и независимых судов».

Разговоры о конституции велись при Александре I. Были составлены даже два проекта - М.М. Сперанского, а позже - Н.Н. Новосильцева. Несмотря на то что они были составлены с расчетом ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских упражнений дело не пошло.

Обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без совершенствования государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени. По мнению современных исследователей, необходимость реформ обусловливалась двумя основными обстоятельствами. Во-первых, развитие буржуазных отношений в России и буржуазной революции на Западе требовало приспособить государственный аппарат так, чтобы он мог отстоять феодальные порядки. Во-вторых, дворянство, его верхушка, в том числе и верхи чиновничества, хотели держать императора в своих руках, чтобы он не вздумал посягнуть на их классовые привилегии, объективная необходимость ограничения которых давно назрела.

Развитие государственного механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвигается М.М. Сперанский (1772-1839). Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел, а в 1808 г. назначается членом Комиссии для составления законов и товарищем министра юстиции. Все современники Сперанского и впоследствии историки отмечали, что никто не мог с таким блеском и строгой логикой составить доклад, проект, оформить текст закона. Все важные законы начиная с 1802 г. составлялись или редактировались Сперанским. В годы «заигрывания с либерализмом» Александра I Сперанский оказался наиболее подходящей кандидатурой для разработки преобразований, которые в новых условиях, не меняя основ феодально-абсолютистского строя, могли бы придать российскому самодержавию внешние формы конституционной монархии.

В конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. Сперанский принялся за работу с присущей ему обстоятельностью. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был им представлен царю. В вводной части проекта Сперанский подчеркивает неотложность преобразований. Пример Французской революции и революционных потрясений в других странах, говорит он, показывает, что такая же опасность грозит и режиму России. Отсюда, делает вывод Сперанский, необходимы преобразования, дабы предотвратить революцию; причем он подчеркивал необходимость коренных преобразований, ибо возможность «исправить зло» частными мерами миновала. Задача плана Сперанского - модернизировать и европеизировать российскую государственную машину путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм. Но это был проект таких реформ, которые должны были быть проведены сверху в интересах укрепления самодержавия и сохранения сословного строя. Более того, Сперанский в своем проекте закрепляет неравенство сословий. Он делит их на три «состояния»: 1) дворянство, обладающее всеми гражданскими и политическими правами; 2) «среднее состояние», которое имеет только гражданские права - право иметь движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде (купцы, мещане, государственные крестьяне); 3) «народ рабочий», не имеющий ни политических, ни гражданских прав (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги).

Сперанский проводит принцип «разделения властей» - законодательной, исполнительной и судебной, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Им была разработана стройная система центральных и местных учреждений на принципе разделения властей четырех степеней. Первой степенью в системе законодательных органов власти являлась Государственная дума, в губерниях- губернские думы, в уездах - окружные думы, в волостях - волостные думы. Высшими исполнительными органами власти являлись министерства, на местах - губернские, окружные и волостные управления. Высшим судебным органом империи объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды, каждый из которых состоял из гражданского и уголовного отделений. Устанавливалась выборность в законодательные органы власти. Выборы были четырехстепенными, при наличии определенного имущественного ценза для избирателей, что давало доступ к управлению страной лишь помещикам-землевладельцам и верхам буржуазии.

Система органов власти в проекте Сперанского нисколько не нарушала прерогатив императора как самодержавного монарха, который мог не только прервать сессии Государственной думы, но и распустить ее, назначив новые выборы. Государственная дума рассматривалась лишь как представительный орган при императоре. Состав Сената, как и министры, назначался тоже императором. При императоре создавался Государственный совет, подготавливавший и обсуждавший законы, которые после одобрения их императором направлялись для обсуждения в Государственную думу. Однако при этом ни один закон не мог вступить в силу без утверждения его императором.

Александр I признал проект Сперанского «удовлетворительным и полезным», однако он встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и «опасным». Александр I пошел навстречу правящим кругам дворянства, и проект Сперанского не был реализован.

Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, но предложенный Сперанским Государственный совете 1810 г. был создан. Поначалу он насчитывал 35 человек, к концу XIX в. эта цифра почти удвоилась. В состав Совета император назначал наиболее опытных гражданских и военных государственных деятелей, а также членов императорской фамилии, относившихся к первым трем классам Табели о рангах. Обычно звание члена Государственного совета давалось пожизненно. Ежегодно члены Совета распределялись к «присутствию» в одном из нескольких его департаментов или только в общем собрании Совета. Иногда звание члена Государственного совета давалось как почетная награда, без обязательного присутствия в его заседаниях. Действующие министры, не носящие звания членов Государственного совета, являлись его членами по должности и участвовали в работе Совета на правах его членов. До 1865 года председатель Совета одновременно занимал пост председателя Комитета министров. Первым председателем был граф Н.П. Румянцев. С 1865 года Совет возглавлялся великими князьями - сначала Константином Николаевичем, а с 1881-го до 1905 года - Михаилом Николаевичем.

Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Вместе с тем в «Образовании Государственного совета» подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

Еще раньше были реформированы органы отраслевого управления. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам абсолютистской монархии в управлении страной. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Коллегии были заменены новой формой исполнительной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками.

 

2009-05-18 01:35:35 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Яндекс.Метрика