Эвристика. Ч. 1
12. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особым вопросом педагогической эвристики является оптимизация учебно-познавательной деятельности. Необходимое условие успешного решения этой задачи - системный подход к проблеме. Лишь при наличии системы формирование навыков эвристической деятельности может быть полноценным и продуктивным процессом.
Таким образом, одной из главнейших методических задач выступает систематизация учебно-познавательной деятельности - целенаправленное упорядочение учебной информации в межпредметные комплексы и оперирование ими в ходе конкретной эвристической деятельности. Принципиально важная особенность системного подхода - ориентация на обязательные инвариантные компоненты эвристической дидактики. Выше уже неоднократно отмечалось, что значение инвариантных дидактических компонентов не следует абсолютизировать и тем более гипертрофировать. Однако ясно, что недооценка их «цементирующей» и систематизирующей роли столь же, если не более, опасна.
Дело в том, что только приведенные в систему дидактические инварианты способны обеспечить возможность свободно оперировать эвристическими методами. Последние не должны претерпевать никаких принципиальных изменений в зависимости от рассматриваемого материала и не должны, таким образом, поддаваться его «давлению». Напротив, система дидактических инвариантов есть то единственное средство, которое позволяет решать структурно аналогичные типы задач вне зависимости от их конкретного предметного «наполнения».
Таким образом, в первую очередь благодаря систематизации мы получаем возможность осуществлять перенос способов действия, т.е. выполнять усвоенный способ действий в изменившихся условиях. Понятно, что такая возможность служит важным практическим подтверждением универсальной применимости эвристической дидактики.
Способы оперирования информацией в ходе эвристической деятельности могут отличаться достаточным разнообразием соответственно качеству, уровню и назначению поставленных задач. Отсутствие «жесткой» привязанности эвристических методов к какой-либо конкретной «материи» позволяет столь же свободно оперировать любого рода ситуациями, смоделированными не только для прошлого или настоящего, но и для будущего. Поэтому понятно, что одной из важнейших разновидностей системного обращения с эвристической информацией является прогностика самых разнообразных видов и направлений.
Под прогнозом следует понимать научно обоснованное суждение о возможных состояниях некоего данного объекта в будущем и (или) альтернативных путях возникновения и изменения указанных состояний. Очевидно, что прогноз является важной и совершенно необходимой составляющей как эвристической деятельности, так и многих областей научно-интеллектуальной деятельности вообще. В частности, весьма близким к прогнозу понятием является гипотеза, т.е. обоснованное научное суждение о возможном состоянии проблемы или явления, а также о целесообразных способах решения проблемы или комплекса проблем. Очевидно, что вне гипотетико-прогностической сферы невозможна никакая научная деятельность.
Итак, основные факторы, способствующие успешной эвристической учебно-познавательной деятельности, представляют собой систему, которая направлена на оптимизацию этой деятельности и формируется у обучаемого в длительном процессе. Ознакомление, усвоение и развитие навыков учебной эвристической деятельности предполагают сформировать такую систему, которая позволяет целенаправленно развивать способность:
- понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться при этом на своем и чужом опыте;
- систематизировать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий;
- адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;
- планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;
- формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций и стратегий с последующей их логической проверкой.
К основным факторам успешной эвристической деятельности относится комплекс средств, организующих и обеспечивающих умственный учебный труд. Он состоит из следующих компонентов:
- овладение приемами и культурой мышления и их активное использование в процессе учебного познания создает условия для обучаемости и самостоятельной деятельности;
- нормирование учебной информации, предназначенной для усвоения, обеспечивает координацию обучаемого в информационном пространстве, способствует целенаправленному умственному труду;
- преодоление умственных препятствий включает внимание, мобилизует волю, вызывает умственные усилия;
- рационализация умственного труда предполагает использование приемов экстраполяции (экстраполяция - способ распространения выводов, полученных при изучении явления как системы с изученной части на неизученную), а также схем, графиков, конспектирования и тезисного подхода к изложению мыслей и пр.;
- механизация и автоматизация умственного труда заключается во внедрении карточек, каталогов, средств электронно-вычислительной техники.
Необходимо также выделить особые, эвристические формы учебных занятий, обеспечивающие успешную эвристическую деятельность. К ним относятся: игры, диспуты, дискуссии, экскурсы, тренинги, творческие часы, конкурсы идей, вопросы и ответы, практикумы по решению эвристических задач, пробы пера, диалог с компьютером. Во время игры стимулируется продуктивное мышление, снижаются учебные перегрузки. Особенностью игр являются высокий эмоциональный настрой и соревновательность. За время диспутов и дискуссий могут быть обсуждены и оспорены актуальные естественно-научные, литературные, социально-политические проблемы, например, проблемы научно-технического прогресса, развития цивилизаций и т.д. Во время экскурсов (в мир открытий и изобретений, в историю науки и пр.) появляется дополнительный материал для эмоциональной окраски и создания познавательного интереса при изучении спорных тем. Тренинг обеспечивает гимнастику ума, что повышает умственную работоспособность. Творческий час и конкурс идей - форма занятий, способствующая расширению и углублению интеллекта, воспитывающая культуру мышления. На практикумах по решению эвристических задач отрабатываются изобретательские приемы и средства, формирующие эвристическое мышление, решаются познавательные задачи, собственные оригинальные задачи и т.д.
2009-05-16 02:44:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |