Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЭВРИСТИКИ КАК НАУКИ

В истории научных знаний достаточно примеров, когда теоретические понятия с развитием науки наполняются более точным содержанием, порой поглощая исходный термин или существенно изменяя его. Сейчас мы можем говорить об эвристике как о науке, изучающей закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется генерирование идей и последовательное повышение их правоподобности. В Древней Греции это слово означало метод обучения, применявшийся Сократом, философом, разработавшим майевтику. Майевтика - это специфический прием установления истины в беседе или споре. Сущность майевтики заключалась в том, что Сократ с помощью искусно поставленных вопросов и полученных ответов последовательно подводил собеседника к истинному умозаключению. Умозаключение - это сложное интеллектуальное действие, т.е. действие, которое может выполняться в уме, на основе внутреннего рассуждения. С помощью умозаключения из нескольких известных данных сознания получают содержание нового знания. Сократ вынуждал собеседника действовать эвристическими методами достижения целей, формулировать понятия, пользоваться силлогизмом.

Таким образом, разработанная Сократом вопросно-ответная форма обучения помогала осуществлять эвристическую деятельность - специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, в основе которой лежит не только логическое мышление, но и эвристические его формы, направленные на целесообразное преобразование информации, недостижимое логическим путем.

Одновременно с сократовским пониманием эвристики многие ученые древности использовали различные методы нахождения решения проблемы. Эти методы в современном понимании являются эвристическими. Они задействовали в большой степени человеческий интеллект - систему мыслительных способностей человека, стимулировали выполнение интеллектуальных действий, развивали воображение.

Интеллектуальное действие - это система логических и эвристических правил и операций, с помощью которой осуществляется преобразование имеющейся информации и получение новой. Воображение - это действие мысли, с помощью которого предполагается что-либо относительно предметов.

Архимед, древнегреческий ученый, заложивший основы теории нахождения решения новых задач, прославился разработкой эвристических процедур, в частности, анализа - процесса мысленного или фактического разложения целого на составные части и синтеза - процесса мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Искусство решения трудных проблем получило название от ликующего возгласа Архимеда, нашедшего решение задачи: «Эврика!».

Уже в Древней Греции были известны многие эвристические приемы. Был разработан способ решения задач от конца (так называемое регрессивное рассуждение), когда предполагается, что задача уже решена и делаются выводы в обратном порядке. Различались два вида анализа: 1) решение «задач на доказательство» и 2) решение «задач на нахождение». В первом случае устанавливали истинные теоремы, во втором - искали неизвестное.

Значительный толчок в направлении научной мысли на изучение эвристической деятельности осуществил французский философ и ученый нового времени Р. Декарт (1596-1650). В математике Декарт совместил методы алгебры и геометрии, в результате чего появилась аналитическая геометрия, создал систему координат, которая получила название декартовой. Продолжая исследования в этой области, Декарт разработал универсальный метод решения задач:

- задача любого вида сводится к математической;

- последняя сводится к алгебраической;

- последняя сводится к решению единственного уравнения.

Этой схеме следуют до сих пор. Так, ученик средней школы этим способом решает словесную задачу.

Немецкий философ нового времени Г. Лейбниц (1646-1716), как и Декарт, занимался обширной научной деятельностью. Его философия науки была направлена на то, чтобы побуждать человека к открытию и изобретению. Многочисленные фрагменты, описывающие организацию творчества, содержатся в его трудах. Это фактически различные эвристические приемы, которые помогают нахождению путей решения новых задач.

Французский ученый А. Сен-Симон (1760-1825) уделял много внимания исследованию сравнения как важного познавательного средства. Он выдвинул идею создания особой науки о сравнении идей, указывая в качестве образца для нее на математику. В XIX в. сравнительный метод получил широкое применение в науках.

Значительный интерес для определения сущности эвристики представляют идеи чешского логика, математика и философа Б. Больцано (1781-1848), изложенные в «Наукоучении», - его главном логико-философском произведении. В этом сочинении Больцано рассматривает проблемы классической логики, теории познания, эвристики и педагогики. В структуре его произведения, состоящего из пяти больших частей, IV часть озаглавлена «Об искусстве открытия, или Эвристика». Больцано делает шаг вперед по сравнению с Декартом и Лейбницем, критически развивая идеи предшественников. Он показал, что ссылка на любого рода очевидность (как у Декарта) не может служить доказательством в научном исследовании; все наши заблуждения проистекают из того, что мы неправильно оцениваем вероятности эвристических заключений и часто пользуемся этими заключениями как доказательствами.

Много внимания вопросам эвристики уделял французский математик А. Пуанкаре (1854-1912). Он считал, что, наблюдая за творчеством математика, мы можем проникнуть в самую сущность человеческого ума, изучить психологический механизм творчества. Большое значение Пуанкаре придавал внезапному научному прозрению. Он считал, что прозрению предшествует предварительная бессознательная работа, которая, однако, находится в контексте сознательной работы. Ценность работ по эвристике Пуанкаре в том, что проблемы эвристики им изложены на основе собственного опыта.

Уже в первой половине XX в. появились работы по проблемам эвристической деятельности в определенных научных областях. Так, П.К. Энгельмейер опубликовал «Теорию творчества», в которой разработал общие вопросы создания целой науки о творчестве - эврологии, подчеркивая единство эвристических и логических начал этой науки. Единый органический процесс творчества Энгельмейер разделял на три качественно отличных акта:

- замысел. Этот акт имеет отношение к психологии. Его результат -возникновение гипотезы будущего изобретения. Акт начинается с интуитивного ощущения идеи и заканчивается ее уяснением. Конкретный путь решения приходит к изобретателю внезапно, как мгновенная вспышка;

- план. Акт основан на логике, т.к. его результат - логическая схема будущей конструкции;

- реальный поступок (изобретатель передает дело мастеру).

Итак, к концу XX в. был сформирован взгляд на эвристику как на науку об интеллектуальном творчестве.

Подробнее по данной теме см. работу [1].

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122