Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социология управления

1.3. Теоретические и практические подходы в социологии управления

Социально-организационный подход в управлении - направление в управленческой науке и практике, где центральной является проблема эффективности и надежности организации, которая рассматривается как условие, форма существования и системообразующий элемент целевой общности, обеспечивающие ее целостность, выживание, целедостижение, нормальное функционирование и развитие. В рамках данного подхода решаются проблемы целеполагания, управляемости и гибкости организации; ее стратегии и тактики, надежности и качества управленческих решений; специализации и кооперации, согласованности действий, программирующего и исполнительного труда; личного и безличного, творческого и рутинного, формализованного и спонтанного в отношениях людей в организации.

В социально-организационном подходе организация трактуется, во-первых, как социальное образование (учреждение, надстройка, социальная система); во-вторых, как деятельность и процесс ее упорядочения; в-третьих, как функция любых социальных систем, направленная на объединение людей и регламентацию их поведения в общности. Особенностью социально-организационного подхода в управлении является признание двух начал в развитии организации: целевой ее природы, предполагающей свободное изменение ее форм в соответствии с преобразованиями в ходе реализуемых целей; взгляд на организацию как на естественно развивающийся социальный организм, поэтапное становление которого детерминировано наличием средств и форм социальной регуляции, созданных в данной культуре.

Ситуационный подход к управлению - подход, при котором выбор эффективной организационной структуры и механизма управления определяются особенностями ситуации, в которой находится организация. Необходимый эффективный стиль управления, например, зависит от задачи, которая встает перед руководителем, и ситуации, в которой он работает.

Для ситуационного подхода к управлению важнейшим параметром служит критерий оценки управленческой ситуации. Одним из таких критериев является оценка ситуации с точки зрения возможности использования власти и влияния. Чем больше власти и влияния у руководителя, возможностей для контроля, чем меньше зависимость в достижении результата от сотрудничества подчиненных, тем благоприятнее и проще задача для руководителя.

Для анализа управленческой ситуации используются три параметра:

- отношение между руководителем и сотрудниками. Хорошие отношения у руководителя с сотрудниками, симпатия и уважение к нему создают большие возможности для влияния и делают управленческую ситуацию более благоприятной;

- структура задачи. Если задача или задания детально описаны и запрограммированы, то руководитель обладает большей силой влияния на сотрудников, чем если бы задачи имели неопределенный, неструктурированный характер;

- сила должности руководителя, которая означает возможность поощрять и наказывать подчиненных (дисциплинарными методами, размерам зарплаты, наймом или увольнением и т.д.). Чем больше такая возможность, тем большей властью обладает руководитель, тем в более благоприятной позиции он находится.

Оценка управленческой ситуации с помощью данных параметров дает возможность определить наиболее эффективные стиль управления, модель поведения руководителя.

Творческий подход в управлении - способность к выработке и применению оригинальных решений и новаторских приемов, позволяющих повысить эффективность деятельности. Творческий подход в управлении направлен на оптимизацию отношений между людьми, методов обучения и воспитания, организации и контроля. Творческий подход в управлении предполагает высокие требования к личным качествам руководителя (профессиональная компетентность, критический характер мышления, чувство нового, готовность к риску и т.п.). Сопутствующие поиску заблуждения могут быть выявлены мысленным путем и экспериментом. Искусство творческого подхода состоит в том, чтобы не допустить заблуждения в область практики. Заблуждение - не объективный, а субъективный момент в управлении. Это свидетельство недостатка знаний и опыта, способностей к творчеству, а порою и низкой ответственности человека.

Дискриптивный и нормативный подходы к управлению социальными процессами и явлениями - это способы анализа объекта социального управления, оценки его состояния, возможностей изменения управленческими средствами. При этом учитывается прежде всего, каков социальный объект, что он собою представляет, а также каким он должен быть. Дискриптивный подход ограничивается описанием наблюдаемых свойств социальных объектов, а нормативный предполагает выдачу рекомендаций на предмет, каким должен быть объект и какие действия нужно осуществить, чтобы его параметры соответствовали принятой норме (стандарту, традициям, ценностям).

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Законы социологии управления

Социологические законы управления - это законы осуществления управленческого воздействия на социальные объекты для обеспечения их функционирования и развития. Законы социологии управления характеризуют необходимые, существенные связи между элементами системы социального управления, его субъектом и объектом в процессе принятия и реализации управленческих решений. Законы социологии управления определяют также внутреннее строение субъекта управления, структуру и состав его элементов, порядок их взаимодействия.

Законы социологии управления вытекают из особенностей социальных объектов, их природы и формирования управленческого воздействия для достижения целей. Социальное управление организует, упорядочивает систему социальных отношений, придает необходимую направленность деятельности людей, воздействуя на их интересы, которые определяют сущность и содержание социологических законов управления.

Основные законы социологии управления: закон организации управленческой деятельности и законы управленческих отношений. Они выражают соответствие интересов субъекта управления интересам объекта управления; целостное воздействие субъекта управления на объект управления; достижение общих интересов через реализацию особых интересов; соответствие между уровнями развития объекта и субъекта социального управления.

Закон организации управленческой деятельности - соответствие функций, ответственности, прав и обязанностей участников процесса управления на каждом его уровне; выражает устойчивую зависимость эффективности управленческого труда от степени данного соответствия. Наделение руководителя широкими правами без необходимых обязанностей приводит к безответственности, волюнтаризму и невозможности реализовать цели управленческой деятельности. Действие закона организации управленческой деятельности обусловлено специализацией управленческого труда, наличием общих и особых интересов субъектов управления, их противоречивой природой.

Законы управленческих отношений - это законы упорядочения, организации совместной деятельности субъектов управления по осуществлению единой цели. Законы управленческих отношений выражают объективные, необходимые, существенные связи субъектов управленческой деятельности, функционирования и развития системы социального управления. В системе социального управления достижение цели происходит в процессе взаимодействия субъектов управленческих отношений по поводу организации жизнедеятельности общества. Данное взаимодействие должно придавать деятельности субъектов управленческих отношений направленность, обеспечивающую эффективное достижение целей общественного развития. В механизме социального управления обмен управленческой деятельностью выступает как соотношение интересов. Свою объективную природу законы управленческих отношений проявляют как необходимую связь интересов участников управленческой деятельности.

Реализация законов управленческих отношений создает такое положение субъектов управленческой деятельности, при котором их интересы, составляя диалектическое единство, получают эффективное разрешение. К числу законов управленческих отношений относятся законы: взаимодействия интересов, единства и независимости интересов субъектов управленческой деятельности.

Взаимодействие особых интересов субъектов управленческих отношений - закон, выражающий существенную связь между субъектами управленческой деятельности в процессе осуществления единой цели. В механизме социального управления, регулирующем обмен управленческой деятельностью между субъектами, в качестве внешних условий выступают особые интересы самих субъектов управленческой деятельности. Чтобы эти интересы служили объединяющим фактором ее осуществления, отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения общих управленческих функций должны представлять собой не одностороннее, а взаимное социальное воздействие, т.е. взаимодействие особых интересов.

Взаимное воздействие интересов сторон управленческих отношений создает необходимые условия, ограничивающие особые интересы субъектов управленческой деятельности пределами, заданными единой целью. Отклонение от общественно необходимых целей управленческой деятельности одного из субъектов - стороны управленческих отношений приводит его особые интересы в противоречие с интересами другого субъекта управленческой деятельности - второй стороны управленческих отношений. Благодаря этому происходит балансирование особых интересов, преодолевается эгоизм групповых интересов. Рассматриваемый закон определяет порядок формирования управленческих отношений. В соответствии с ним необходимо ставить субъектов управленческой деятельности в условия, которые не позволяют этой деятельности отклоняться от заданных обществом целей, формируют заинтересованность субъектов в их эффективной реализации.

Единство и независимость особых интересов - закон, который характеризует взаимное положение участников управленческого процесса, субъектов управленческих отношений.

Единство интересов субъектов управленческих отношений означает, что они объединены единой целью, реализация которой составляет содержание их деятельности. Эта цель является выражением общественно необходимого интереса, который определяет направленность деятельности, с достижением которой реализуется и особый интерес ее субъектов. Так, в трудовом коллективе подобным образом связаны администрация, общественные организации, все члены коллектива как субъекты управленческих отношений. Объективной основой управленческой деятельности, выражающей единый интерес, является достижение экономических и социальных целей развития трудового коллектива. В этом случае каждый субъект управленческих отношений способен активно взаимодействовать при возникновении противоречий на основе реализации общего и вместе с тем особого интереса, который объективно не ограничен другой стороной управленческих отношений. Такой механизм обеспечивает эффективное выявление и разрешение противоречий, служит фактором развития управленческих отношений, всей системы социального управления.

 

2009-05-16 02:38:41 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика