Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социология управления

8. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

8.1. Специфика работы консультанта

Этот вид деятельности нередко смешивают с научной, проектной или собственно организаторской работой, и тогда специфика его растворяется в действительно близких ему, но иных видах деятельности в области управления, и появляется утверждение: «Это у нас уже есть». Поэтому выведение здесь содержательного определения - не только академическое занятие, но и практическая необходимость.

Управленческое консультирование - это разновидность экспертной помощи в области управления. Здесь предполагается наличие специалиста - носителя особой квалификации (знаний, умений, навыков) именно в совершенствовании управления. Эти улучшения касаются всех аспектов управления - структуры, процессов, методов, стиля. Но экспертный характер такой помощи означает и то, что она предлагается, как правило, по заказу заинтересованного руководителя (реже - по инициативе консультанта) и не имеет для самого руководителя обязательной силы.

Другая особенность - в работе с заказчиком (клиентом). Консультант исходит прежде всего из местных, «домашних» проблем каждой конкретной организации, начиная всякий раз свою работу у заказчика с диагностики, то есть выявления актуальных (наиболее «острых») проблем всей организации. А проблемы у объектов не могут быть полностью одинаковыми уже в силу несовпадения личных качеств руководителей, персонала, экономических и прочих условий.

Это очень важно иметь в виду. Ведь исследовательские и проектные организации обычно предлагают типовые решения. «Отторжение» их на местах нередко связано с тем, что каждая организация в чем-то существенно особенная и нуждается в адаптации подобных рекомендаций к своей конкретности. Так вот, консультант по управлению привязывает типовые решения к специфике своего заказчика, чем значительно облегчает для него освоение новшества. Поэтому для консультанта особое значение имеет категория «ситуация», а также связанные с ней параметры оценки.

И еще одна ценная особенность управленческого консультирования. Консультант компонует свой рабочий багаж не только из сферы науки (функциональной или прикладной). Быть может, в еще большей мере он собирает свои знания, повышает свою квалификацию посредством многочисленных находок, усовершенствований, идей, обнаруженных у своих заказчиков, передавая им преимущества друг друга, а также у своих коллег, обмениваясь с ними методиками. Разумеется, все это предварительно подвергается осмыслению в широком контексте тенденций и задач своевременного управления и опять-таки - особенностей конкретных объектов. Но, таким образом, консультант выступает профессиональным распространителем передового опыта.

Один из самых замечательных «следов», которые консультант оставляет после себя в организации, - повышение управленческой квалификации ее руководителей и специалистов. Работая с ними над поиском, принятием и осуществлением решений, консультант (иногда даже невольно) вносит в сознание управленческого персонала новое знание, расшатывает стереотипы их мышления, вводит профессиональный тренинг. Иначе говоря, управленческое консультирование по самой своей сути прямо связано с обучением работников управления, практически соединено с ним. Подобное развивающее влияние консультанта может и специально планироваться.

8.2. Типы управленческого консультирования

Сущностные характеристики управленческого консультирования проявляются и в способах его осуществления. Распространенные сегодня способы можно систематизировать следующим образом:

- консультирование проекта, когда консультант сам вырабатывает для организации проект какого-то требуемого изменения и предлагает его в готовом виде;

- консультирование процесса, когда консультант (как помощник, «катализатор») организует групповую работу сотрудников организации с целью побуждения их к поиску наилучшего варианта решения на основе предлагаемой процедуры;

- учебное консультирование, когда консультант (преподаватель) излагает в аудиторной обстановке (лекции, практические занятия) и демонстрирует работникам управления отработанные им на практике нетривиальные решения задач;

- консультирование через взаимообучение, когда консультант (организатор) инициирует непосредственный обмен достижениями и навыками между руководителями и специалистами различных организаций на основе разработанной им программы.

Известно, что консультанты делятся на «специалистов» и «дженералистов». Первые специализируются на ряде конкретных, сравнительно частных, но типичных и очень важных задач: аттестация кадров, постановка делопроизводства и документооборота, проведение деловых совещаний, контроль за выполнением приказов, разрешение конфликтов между заводскими службами и т.д. Вторые берутся за стратегические проблемы развития организаций: перспективные решения, интенсификацию нововведений, совершенствование стиля руководства и т.д.

Таковы главные отличительные признаки управленческого консультирования, определяющие его место в науке и практике управления.

 

2009-05-16 02:38:41 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика