Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

5.5. Учебная речь

Что такое учебная речь? Каким критериям педагогического мастерства должна соответствовать речевая деятельность преподавателя?

Цель учебной речи - передать знания, выработать навыки и умения. Деловая речь решает производственные вопросы, разговорно-бытовая речь организует нашу повседневную жизнь, научная речь дает принципиально новые сведения для узкого круга специалистов, совещательная ораторская речь склоняет к определенному решению - передача знания не является здесь основным фактором.

В учебной речи происходит не только передача, но и проверка знаний. Таким образом, учебный материал продумывается и проговаривается в повторении много раз.

Содержание учебной речи основывается на программах и учебных текстах - текстах учебников и пособий. Учебные тексты - содержательная основа педагогического общения.

Оптимальное ведение учебной речи предполагает решение многих вопросов, в частности: 1) каким быть преподавателю или учителю, 2) каким быть студенту или ученику, 3) какова подготовка к занятиям, 4) каково содержание обучения, 5) какова эмоциональная сторона занятий, 6) ведение и построение речи преподавателя.

В учебном процессе участвуют две стороны: преподаватели и студенты (учитель и ученики). Преподаватель заботится о том, чтобы найти и воплотить наиболее целесообразный и уместный образ оратора (говорящего), т.е., основываясь на определенных внешних и внутренних качествах своей личности, представить себя, как писали древние, «человеком определенного склада». Иными словами каждый преподаватель должен найти свой стиль личности, присущий только ему. Стремление сформировать свой стиль (естественно, оставаясь в рамках установленной программы и содержания обучения) - это необходимый компонент педагогического мастерства любого опытного преподавателя. Именно стиль преподавания позволяет вызвать у учащихся неравнодушное отношение к преподавателю как партнеру педагогического общения и через преподавателя соотносится с собственно учебным предметом, который ярче закрепляется в сознании учащихся.

Образ оратора формируется из совокупности внешних и внутренних данных личности преподавателя. Хотя разнообразие преподавателей очевидно, но при всей уникальности каждого образа можно говорить и о некоторых типологических свойствах личности учителя, качествах характера и требованиях к работе учителя.

При том, что имеется множество интереснейших описаний портретов учителя (они могут быть найдены как в исторической литературе, так и в современной публицистике, педагогических описаниях различного жанра), едва ли возможно нарисовать законченный портрет учителя с предложением некоторого набора требований, которые можно было бы представить как «кодекс». Реальный практический успех в работе конкретного преподавателя должно принести: 1) постоянное обращение к многочисленным практическим описаниям работы классиков педагогики и лучших достижений сегодняшнего дня, 2) постоянное размышление над «проклятыми» вопросами своей работы, когда он соотносит с рекомендациями многочисленных описаний свой собственный облик.

Пример дискуссионного описания требований к личности преподавателя, который может быть практически обсужден на занятиях со слушателями курсов:

1. Ход занятий управляется волей преподавателя. Преподаватель должен не только владеть собой, но и направлять внимание студентов, давать целесообразные задания, держать аудиторию в нужном эмоциональном напряжении.

2. Преподаватель должен быть строг и требователен к выполнению своих заданий, так как он выступает не от собственного лица, а от лица знания. Именно это обстоятельство требует от него известной скромности.

3. Внутреннее движение занятию сообщают ясность и определенность в понимании целей занятия, методически оправданный материал, в целесообразности которого уверен преподаватель. Тогда внутреннее движение и уверенность передаются ученикам.

4. Цели занятия реализуются в конкретной аудитории. Поэтому от преподавателя требуется гибкость, способность импровизировать и известная смелость, позволяющая делать отступления и переключаться на разные необходимые виды работ.

5. Гибкость занятия рождается от мгновенной точной оценки знаний аудитории, умения ориентироваться в учебной обстановке. Правильная оценка создается натренированным вниманием к реакциям аудитории на действия преподавателя, поэтому преподаватель должен и суметь задать нужный вопрос, и мгновенно «прочитать по лицам» реакцию учеников.

6. Преподаватель должен чувствовать, какой и сколько материала он может ввести на занятии - это зависит от подготовленности аудитории. Кроме того, его речь должна укладываться в рамки ограниченного учебного времени.

Учитывая характер аудитории в целом и индивидуальные особенности личностей учащихся, собравшихся в одном учебном коллективе, преподаватель формирует образ аудитории - определенный коллектив, которым он руководит и стремится направить в нужную сторону. Коллектив объединен общей задачей, но это всегда собрание разных личностей - преподаватель к каждому учащемуся должен найти свой подход.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика