Риторика
1.3. Платон об искусстве красноречия
Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа (471-399 гг. до н. э.) дошло до нас в изложении его учеников, главным образом Платона. Сократ учил устно - для педагогического и риторического образования чрезвычайно интересен метод получения знания через вопросно-ответный диалог, ставящий учеников подчас в тупик, но затем приводящий к правильным выводам.
В диалоге «Федр» Платон пишет: «...чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить? ...тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости понимать, что действительно справедливо, - достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, - достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины (с. 197).
...Подлинного искусства речи... нельзя достичь без познания истины, да и никогда это не станет возможным (с. 198) ...искусство красноречия не есть ли вообще уменье увлекать души словами, не только в судах и других общественных собраниях, но и в частном быту?» (с. 199) [Платон. Соч. в трех томах. М., 1970, т.2].
Платон (427-347 гг. до н.э.) излагает свою теорию красноречия в философских диалогах «Федр» и Торгий». Он выступает против софисткой риторики, поскольку считает, что в основе ораторского искусства лежит знание человеческой души, т. е. психология и диалектика. По Платону, оратор должен постичь истину того, о чем собирается говорить. На первый план он выдвигает эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу) и тезис о том, что деятельность оратора - творчество.
Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384-322 гг. до н.э.).
1.4. Теория ораторского искусства Аристотеля
Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Известны трактаты Аристотеля по логике («Органон», «Аналитики»), физике («Физика»), биологии («История животных»), философии («Метафизика»), этике («Никомахова этика», посвященная сыну), политике («Политика»). В области филологии известны два сочинения Аристотеля «Поэтика» и «Риторика», заложившие основы европейского понимания литературного творчества и художественной речи. Аристотелева «Риторика» была традиционным классическим руководством по существу для всех европейских школ риторики. Она состоит из трех книг: первая книга посвящена общим вопросам риторики (сущность риторики как искусства убеждения, роды речей, топика, или система общих мест); вторая книга посвящена учению о страстях, где представлена основа риторического доказательства с разбором каждой «страсти» (гнев - милость, любовь - ненависть, страх - надежда, ревность - чувство соревнования); третья книга содержит учение о стиле с разбором видов тропов и фигур, а также частей композиции речи. В «Риторике» Аристотеля впервые разобраны все составляющие речевого общения (замысел и содержание речи, образ оратора, эмоция, композиция, стиль).
В качестве обязательных структурных частей речи Аристотель называет предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ - изложение фактов, доказательства, заключение. Свои рассуждения он подтверждает ссылками на классических ораторов, гомеровский эпос, на трагиков. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на дальнейшее развитие теории красноречия.
В период эллинизма окончательно определяются пять составных частей риторики как необходимые и взаимосвязанные этапы ораторской деятельности:
1) нахождение материала для речи;
2) расположение найденного материала;
3) словесное выражение - работа над языковой формой для того, чтобы речь отвечала важнейшим коммуникативным требованиям - точности, ясности, уместности, «пышности»;
4) запоминание (мнемоника);
5) произнесение речи.
Находки, советы, рекомендации и положения древнегреческой риторики сохранили свое значение и в настоящее время; они представляют не только историко-культурный, но и практический интерес в деле обучения ораторскому мастерству, в его совершенствовании.
Римское ораторское искусство было связано прежде всего с практическими сторонами жизни, с частным и государственным правом, с общественной и политической борьбой в республиканском Риме.
Первым римским оратором и писателем считается Аппий Клавдий Цек (Слепой). Он был цензором, а впоследствии консулом, прославился речью против перемирия римлян с эпирским царем Пирром в 70-х гг. до н. э. Известен как выдающийся оратор и государственный деятель полководец Марк Порций Катон (II в. до н. э.). К его содержательным речам эпиграфом можно поставить им же сказанные слова, обращенные к молодому оратору: «Придерживайся сути дела, слова найдутся». Прекрасными ораторами были братья Гракхи, Гай и Тиберий.
Роль публичного слова в Риме особенно возрастает на рубеже II и I вв. до н. э. в связи с обострившейся политической борьбой, которая приводит к гражданской войне. В это время знаменитыми политическими выступлениями прославились Марк Антоний, Лициний Красе, Квинт Гортензий.
Достижения римской теории красноречия были обобщены в анонимной «Риторике к Гереннию» (около 89 г. до н. э.). Она была ориентирована на практику, содержала рекомендации по композиции речи (указывалось на целесообразность шести частей в структуре публичного выступления: вступление, изложение, разделение, обоснование, опровержение, заключение), технике речи (о «крепости» и гибкости голоса, о приспособлении тона речи к ситуации высказывания), по запоминанию текста выступления (основой мнемоники были ассоциативно-образные приемы), словесному выражению мысли (подбор слов определялся такими критериями, как правильность, ясность, умеренность и красота).
Самым ярким и известным римским оратором признан Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.)
2009-05-16 01:04:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |