Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Риторика

3.3. Образ автора и вид речи

Риторика предполагает, что каждому роду, виду или разновидности словесности должен отвечать свой общепринятый образ автора. Кроме того, необходимо учитывать изменения стиля жизни и стиля речи, обусловленные большими различиями между языками и народами.

При изучении риторики какого-либо языка следует учитывать следующее:

1. Вид речи (вид словесности) - черты образа автора, задаваемые этим видом словесности.

2. Развитие видов словесности - дифференциация образа автора по видам словесности.

3. Развитие стиля жизни и стиля речи в видах словесности - характерные черты в образах автора, вызванные изменением стиля речи и жизни.

Кроме того, каждый отдельный речедеятель (отдельный человек или коллектив) имеет свои уникальные индивидуальные черты создателя речи. Изучение этого стиля - предмет стилистики.

3.4. Образ автора в семейно-бытовой речи

Семейная, бытовая речь как особый вид речи строится на основе разделения семьи по полу, возрасту и типу принадлежности к семье - прямые и непрямые родственники, домочадцы - люди, не являющиеся членами семьи, а взятые в дом по соображениям дружбы, воспитания и др. Эта речь неотделима от этапов ее развития с точки зрения исторических традиций.

Этапы развития русского семейного этикета:

1. Крестьянский семейный этикет. Основан на том, что дети являются лицами, находящимися «в воле» родителей, т.е. не имеют своего имущества, и их труд находится в распоряжении родителей. Родители обязаны воспитать детей в знании этикета и передать им трудовые навыки. Затем происходит «выделение» сына - его женитьба и выделение собственного надела земли. Дочь также по воле родителей выдается замуж, снабженная приданым.

Отношения супругов объясняются разделением труда, каждый ведет свою часть работ, а работы делятся на мужскую и женскую, соответственно обучение детей строится по половому признаку.

Поэтому каждый ритор в крестьянской семье имеет три образа: образ равноправного партнера в отношениях мужа и жены, образ воспитателя в отношениях родителей и детей и образ гостя и хозяина в отношениях с соседними домами и близкими и дальними родственниками.

2. Религиозные образы семейного ораторства строятся на выделении религиозных обязанностей главы семьи. Глава семьи - в полной семье это муж - принимает на себя обязанности религиозного наставничества. В соответствии с этим он правит молитву за трапезой, ведает посещением церкви и чтением религиозных книг. Поэтому дополнительно к образу партнера-супруга, воспитателя-отца, образу гостя и хозяина глава семьи должен принять образ гомилетического оратора-проповедника.

3. В XVIII в., веке просвещения, происходит новое развитие образа гостя-хозяина, который становится просвещенным светским человеком. Образ светского человека отличается тем, что он сочетает в себе знание иностранных языков, чтение светской литературы, поддержание отношений в просвещенном кругу людей.

Образ светского человека не утрачивает образа религиозного и семейного ораторства, восходящего к крестьянской семье. Но эти образы остаются внутри семей, а связи семей, возникающие на основе образованности, создают светскость ораторства, воспитываемого в семье и школе - посредством профессионального учительства. На этой основе создается светское общество, где служение государству есть добровольный патриотический акт и карьера, а не обязанность.

Это основа светскости как этикетной нормы общения. Образ светского человека противопоставляется образу вульгарного человека независимо от его сословной принадлежности.

Дальнейшее развитие образа светского человека в семейном ораторстве - образ интеллигентного человека, т.е. человека, получившего в университете, институте или в военных училищах образование. Он входит в образованные круги семейного общения в противоположность лицам, не имеющим достаточного светского образования. Образ интеллигента всесословен. В обязанности интеллигента входило воспитание детей-интеллигентов.

4. Революция 1917 г. разрушила материально-юридические основы семьи, идущие от имущественных отношений супругов и детей. Материальная основа родительского авторитета заменилась демократическими формами общения в семье как в коллективе, где каждый имеет равные права, но неравные возможности. В семейном общении стала преобладать эристика. Авторитет родителей стал основываться на формах эристики - эристических условиях. Это же стало практиковаться детьми в отношении родителей. Фамильярные обращения стали применяться и в формах общения родителей между собой. В кругу общения гость-хозяин стали преобладать не светски-интеллигентные, а деловые отношения, управляемые общественным мнением за пределами семьи.

 

2009-05-16 01:04:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41                  
Яндекс.Метрика