Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

2. БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ

2.1. Основные функции, ведущая деятельность семьи

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

А.Н. Харитонов дает следующее определение функциям семьи. Функции семьи - отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Нельзя разделять функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главные. Однако среди функций семьи необходимо выделять те, которые позволяют отличить семью от других институтов. Поэтому различают специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. К специфическим функциям семьи относят:

репродуктивную,

воспитательную,

хозяйственно-бытовую,

эмоциональную,

функцию духовного (культурного) общения,

функцию первичного социального контроля,

сексуально-эротическую.

Репродуктивная функция семьи - это воспроизводство в детях численности родителей. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.

Современные семьи на 90% и выше являются малодетными, а среди них более половины семей - однодетные. Чтобы не сократилась численность населения через 25-30 лет, а осталось бы на прежнем уровне, необходимо в каждой семье иметь детей не меньше, чем родителей, т.е. не меньше двух, а желательно и трех. Двое детей не в полной мере воспроизводят численность двоих родителей. Это происходит по той простой причине, что не каждая девушка выходит замуж, не каждая жена становится матерью, как и не каждый мальчик становится мужем и отцом. Прослеживается тенденция, когда на 1000 человек, состоящих из двухдетных семей, через 25-30 лет теряется одна треть этой численности. Статистиками подсчитано, что для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы примерно 50% семей имело бы по двое детей и 50% - по трое.

Согласно имеющимся статистическим данным, в России показатель числа рождений, приходящихся на женщину за всю жизнь (суммарный коэффициент рождаемости), достиг в 1993 г. уровня 1,39 ребенка при сохраняющейся массовой социальной норме двухдетности. Такое положение обусловлено многими факторами, среди которых можно отметить следующие: резкое падение уровня жизни, неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие государственной поддержки семьи и др.

Итак, семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Она имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой) накопленного обществом социального опыта, эстетического развития, позитивного отношения к труду и т.д. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива, характер отношений между его членами, традиции семьи.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья; в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Влияние хозяйственно-бытовой функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению психологического климата в семье, нравственному и трудовому воспитанию детей, укреплению супружеских взаимоотношений. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье влияние, несомненно, будет негативным.

С хозяйственно-бытовой функцией тесно связана проблема управления семьей - вопрос главенства в семье. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Это самый прогрессивный метод семейного управления, к которому надо стремиться каждой семье.

Эмоционально-психологическая функция семьи - удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Различные признаки отсутствия взаимопонимания в семье (споры, ссоры, разногласия) считаются отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи. Отсутствие взаимопонимания приводит к чувству внутренней пустоты, подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному снижению работоспособности человека. Необходимо отметить, что всякий разлад в отношениях родителей отражается на характере детей, в той или иной мере травмирует их.

Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Повышению роли этой функции способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха. Семья - единый коллектив, однако, интересы у членов семьи могут быть различными. И игнорирование интересов порой может привести к конфликтным вспышкам. В целом эта функция является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Сексуальная культура, как и всякая культура личности, возникает не сразу. Наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, ребенок усваивает определенный тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей - это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми появившимися условиями. Так, качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к рождению внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.

Немало исследователей, в частности Т. Парсонс, утверждает, что в настоящее время семья утратила многие функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества и существенной функцией семьи остается лишь воспитательная функция. В.Н. Дружинин также полагает, что воспитание детей всегда, во все времена и у всех народов было единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Структура семьи - это число, состав, а также совокупность ролей и различных взаимоотношений между ее членами. Изучение структуры семьи позволяет ответить на различные вопросы: кто в семье осуществляет руководство, как распределены между членами права и обязанности и т.д.?

С точки зрения структуры семьи, можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором - о демократической. Различной может быть структура семьи с точки зрения распределения основных обязанностей: большинство обязанностей сосредоточено в руках одного члена семьи или обязанности распределены равномерно. В нашем обществе наиболее распространена семья, включающая взрослых ее членов (мужа и жену, нередко и кого-то из родителей) и детей. Наиболее типична в нашей стране ориентация на одного-двух детей (В.А. Белова, 1975).

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика