Психология семейных отношений
1.5. Составные части семейной системы. Открытые и закрытые семьи
Семья как саморазвивающаяся система, по мнению американского семейного психолога В. Сатир, включает следующие составные части:
- основные элементы (мужчины и женщины, взрослые и дети);
- общие цели (воспитание подрастающего поколения, дальнейшее развитие всех членов семьи);
- порядок функционирования элементов системы (правила, по которым живет семья, тип общения между ее членами);
- энергетика системы (активность и жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом);
- взаимодействие с внешним миром (отношение семьи к изменениям жизни).
Открытые системы - системы, в которых ее члены взаимосвязаны, восприимчивы друг к другу.
Закрытые системы - системы, части которых неподвижно соединены, а обмен информацией между элементами и внешним окружением не происходит.
Семья как социальная система реализует свое бытие через определенные виды отношений, которые являются ее подсистемами. Подсистемы обладают хорошо различимой совокупностью связей и взаимодействий.
Социально-биологические отношения в семье охватывают движение численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, рождаемость и планирование семьи, родственные чувства, эмоциональный фактор в воспитании детей, гигиену пола и половой жизни, физическое воспитание детей и взрослых членов семьи, проблему наследственности. Общество со времени возникновения семьи не знало равной ей формы социально-биологической преемственности человеческого рода.
Хозяйственно-экономические в неразрывной связи с социально-биологическими отношениями образуют материальную основу бытия семьи. Они включают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, материальное обеспечение несовершеннолетних и нетрудоспособных, распределение обязанностей в процессе ведения домашнего хозяйства и ряд других.
Юридические отношения охватывают сферу мотивации брака и развода, правового нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми, другими родственниками, наследования, усыновления.
Нравственные отношения - это любовь и долг (любовь между супругами, любовь родителей к детям и любовь детей к родителям), мужское и женское достоинство, вся сфера воспитания и самовоспитания, половое воспитание, трудовое воспитание, отношение к религии, принцип коллективизма в быту.
Психологические отношения, корни которых глубоко уходят в необходимость совместной жизни в семье, - это сфера сосуществования различных личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, родителями и детьми, психологической совместимости, психологического климата семьи.
Эстетические отношения примыкают к нравственным и психологическим и образуют основу культурной преемственности в семье. Сюда входят эстетическое восприятие, самовоспитание, эстетика отношений, поведения, речи, одежды, жилища; роль и место произведений искусства в жизни семьи; любовь и дружба между супругами, между родителями и детьми, хорошо налаженная семейная жизнь, удобства быта.
Семья обладает относительной самостоятельностью своего развития, у неё есть свои связи, свои отношения, свои закономерности развития.
1.6. Специфика семьи как малой социальной группы
Семья как малая социальная группа имеет ряд специфических характеристик. Ю.Е. Алешина и Л.Я. Гозман отмечают следующие особенности семьи:
1. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри нее).
2. Особенность семьи в ее составе - небольшом размере: от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.
3. Закрытый характер семьи - ограниченность и регламентированность входа и выхода из неё, конфиденциальность функционирования.
4. Полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов её жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей.
5. Семья - исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития. При анализе проблем семьи невозможно абстрагироваться от сознательного и бессознательного опыта наблюдений в конкретной семье.
6. Всеобщий характер включения индивида в семью. Значительная часть жизни человека проходит в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительных и отрицательных компонентов.
2009-05-16 00:45:45 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |