Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

Отличительной особенностью сексуального поведения в браке является уменьшение частоты сексуальных отношений с увеличением стажа брака. Как пишет американская исследовательница К.С. Гринблат, снижение частоты половых сношений в браке универсально и не зависит от возраста, уровня образования брачных пар или от ситуации. После пятого года почти все, что происходит в семье, - дети, работа, домашние обязанности, финансовые проблемы - снижает частоту брачного секса. По её данным, с первого по шестой годы брака частота половых сношений уменьшается более чем в два раза: с 14,8 раз в неделю в среднем до 6,3 раз при соответствующем уменьшении размаха вариаций с 4-45 до 2-15 раз в неделю.

Репродуктивное поведение - система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака).

Физиологическую основу репродуктивного поведения характеризуют несколько понятий:

- плодовитость - биологическая способность брачной пары к зачатию и рождению детей;

- бесплодие - неспособность зрелого организма воспроизводить потомство или просто неспособность к деторождению;

- инфертильность - отсутствие рождений, что может быть результатом искусственного прерывания беременности, а также полного отсутствия сексуальных отношений на протяжении всего сексуального периода или его какой-то части;

- бездетность - отсутствие детей в семье.

В социологическом изучении репродуктивного поведения важную роль играют понятия репродуктивного цикла и репродуктивного процесса человека.

Под репродуктивным процессом понимается определенная последовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида или семьи, связанных с рождением детей и являющихся результатом совместного действия биологических факторов рождаемости и социального контроля репродуктивного поведения.

Репродуктивный цикл - повторяющаяся последовательность основных репродуктивных событий (coitus - зачатие - роды). Репродуктивный процесс человека состоит из большого числа повторяющихся репродуктивных циклов. Важной характеристикой репродуктивного цикла является его полнота: цикл является полным, если содержит все свои основные события, т.е. полную последовательность «coitus - зачатие -роды». Выпадение одного из них делает цикл неполным.

Однако ни потребность в детях, ни условия жизни сами по себе (по отдельности) не предопределяют результатов репродуктивного поведения. Эти результаты - итог взаимодействия данных элементов в системе диспозиций личности, которая определяет ситуацию как благоприятную или неблагоприятную для удовлетворения потребности в детях.

К основным элементам репродуктивного поведения относят потребность в детях. По словам В.В. Бойко, потребность в детях - это устойчивое социально-психологическое состояние индивида, обусловленное, во-первых, стремлением иметь типичное для данного общества количество детей в семье и дать им не хуже типичного по качеству воспитание; во-вторых, чадолюбием (т.е. глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще), проявляющимся в том, что без наличия детей или определенного их числа индивид испытывает затруднения самореализации себя как личности. Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Меняются лишь семейные ситуации, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребности в детях. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека.

Для понимания сущности потребности в детях огромную роль играет понятие репродуктивных норм. Репродуктивные нормы - это детерминированные общественным бытием принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид.

Количественная и качественная определенность потребности в детях соответственно раскрывается в понятиях репродуктивных установок и репродуктивных мотивов. Репродуктивные установки - это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивные мотивы представляют собой психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.

Согласно современным представлениям, репродуктивные мотивы, или мотивы рождаемости, подразделяются на экономические, социальные и психологические.

Экономические мотивы рождения детей - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить экономический статус.

Социальные мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих репродуктивных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Социальные мотивы существуют там и тогда, где и когда действуют стимулы, означающие, например, укрепление или повышение социального статуса, рост авторитета и престижа в глазах окружающих и т.д. Скажем, в современной городской малодетной среде родители трех или более детей подвергаются негативным социально-психологическим санкциям, они могут становиться предметом насмешек, морального осуждения и пр.

Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, как бы внутренние цели личности. Они отражают не общественную, а исключительно личную заинтересованность в рождении определенного числа детей. Психологические мотивы четко разделяются на два класса в зависимости от того, идет ли речь об отношениях, в которых родители выступают как субъекты или как объекты.

Первый класс мотивов (где родители - субъекты) связан с теми чувствами и стремлениями, которые идут от родителей к детям (желание проявить заботу о ребенке, любовь к нему, желание опекать его, направлять его развитие и т.д.).

Другой класс мотивов (где родители - объекты) объединяет все, что через общение с детьми удовлетворяет потребность родителей быть объектами чувств, идущих к ним от детей (потребность в любви и уважении, в смысле жизни, обретаемом через детей и т.п.).

Соотношение в структуре репродуктивной мотивации экономических, социальных и психологических мотивов, по мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, не остается неизменным. Оно меняется от эпохи к эпохе, отражая глобальный процесс исторического отмирания многодетности. Общая тенденция здесь состоит в том, что постепенно ослабевают и даже сходят на нет экономические и социальные мотивы рождения нескольких детей в семье, а на первый план выходят психологические, внутренние мотивы.

Мы рассмотрели основные типы семейного поведения: брачное, сексуальное и репродуктивное. Каждое из них, будучи частью семейного поведения, характеризуется в то же время автономией и независимостью от других. Эта автономность, возрастающая в ходе исторического развития, обусловлена тем, что брачное, сексуальное и репродуктивное поведение направлено на удовлетворение важнейших человеческих потребностей - потребности в браке, полового влечения, потребности в детях.

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика