Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

1.3. Основные потребности личности

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Из курса психологии нам известно, что потребности - это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей - таких, как воспроизводство населения. Схема «общество-семья» реализуется, когда удается через посредничество семьи проследить, как индивиды мотивируются к удовлетворению потребностей общества и как одновременно государство становится восприимчивым к запросам личности. При обоюдной заинтересованности личности в семье и детях, а также общества и государства в укреплении института семьи достигается взаимная отзывчивость семьи и общества.

В то же время семья удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Английский социолог Р. Уайтфилд воспользовался пирамидой потребностей, составленной американским психологом А. Маслоу (1908-1970), для описания удовлетворения потребностей каждого супруга в браке. Согласно иерархической теории потребностей, составленной американским психологом А. Маслоу, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Высшие потребности не могут проявиться, если не были удовлетворены самые примитивные (рис. 1).

Рис. 1. Иерархическая пирамида потребностей. Уровень когнитивных и эстетических потребностей был добавлен к оригинальной структуре, представленной Маслоу

Физиологические потребности (есть, пить, спать и т.д.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. За ними следуют потребности в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т.п.). Её удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении. Быть любимым, быть принятым в обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются).

Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, в поведении могут возникнуть новые черты, невозможные прежде. У индивида особую роль начинают играть духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства. Удовлетворение этих потребностей постепенно превращает человека в творческую личность, интенсивно живущую тем, что преподносит жизнь; в личность, способную заботиться о других людях и о благополучии человечества, ведет к самоактуализации и самореализации. Только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наибольшему числу его членов.

Считается, что, чем больше у человека потребностей, тем богаче его жизнь. В реальной жизни актуальными могут оказаться не потребности высших этажей пирамиды А. Маслоу, а низших, что является характеристикой социальной сути личности.

Р. Уайтфилд в пирамиде потребностей А. Маслоу размещает еще один уровень - потребность, которую многие называют альтруизмом, самотрансценденцией - невозможностью любви только к самому себе. У людей с такой потребностью способность принять и любить других такая же, как и способность принять и любить себя. Можно говорить о повторении библейской заповеди: «возлюби ближнего твоего как самого себя».

Взаимное удовлетворение через самотрансценденцию является истинной супружеской и семейной любовью и может схематически изображаться в виде совмещенных пирамид потребностей жены и мужа (рис. 2).

Это идеальный вариант совместимости, совпадения потребностей супругов на общем уровне взаимного уважения и взаимной любви. Реальные варианты совмещения пирамид могут отличаться от идеального. Зона совместимости может ограничиваться физиологией, безопасностью или потребностью в принадлежности друг другу, но все это будет признаком незрелой семейности.

Физиологические потребности

Рис.2. Удовлетворенность браком как функция степени совпадения индивидуальных потребностей супругов

Выделение потребностей (семьи) в качестве ведущего и видообра-зующего элемента (семейного) поведения обусловлено их центральным значением как движущей силы жизнедеятельности. Потребность в семье и детях как глубинная основа всех мотивов семейного поведения относится к высшему уровню социальных потребностей человека наряду с потребностями в смысле жизни и творчестве. Для детей потребность в семье является основным источником смыслов и мотивов социального поведения, межличностного общения, чувств и настроений семейного альтруизма.

Американский социолог У. Гуд (1963) обращает внимание, что «фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника. Она связывает отдельного человека с социальной структурой. Общество не может существовать, если его потребности (такие, как производство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, социализация подрастающих поколений и др.) не будут удовлетворяться. Только индивиды через посредничество семьи мотивируются к удовлетворению общественных потребностей».

В свою очередь, семья поддерживает устойчивую мотивацию в направлении интересов индивида, удовлетворению его потребностей. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются, т.е. возникают вновь и вновь. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом, с природой, с другими членами семьи.

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика