Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

5.4. Семья в русской православной культуре

По оценке В.Н. Дружинина, систему религиозного мировоззрения россиян можно оценить как «двоеверие». Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, поведения, отношения к миру и к семье. Я. Шапов отмечает, что «по древнерусскому праву дочери не получали наследства, и общество было заинтересовано в том, чтобы они были обеспечены браком еще при жизни содержавших их родителей». Женщину взаперти не держали, а жены казаков пользовались еще большей свободой, которую они сохранили до XX в.

Но нравы были суровыми: жены обманывали мужей, мужья били жен. Источники свидетельствуют, что счастливое замужество было исключительной редкостью. Частенько жена старалась «извести» мужа, муж отвечал подозрительной враждебностью, иногда муж и жена жили порознь, не встречаясь друг с другом. Родители опекали своих дочерей и заключали письменные договоры с зятем, чтобы он не бил жену.

Вместе с тем мужчины испытывали страх перед женщинами: женское начало считалось источником таинственной мистической силы, как правило, - злотворной. Уважение не к женщине, а к ее «магическим» способностям характеризует поведение мужчин эпохи язычества.

Смягчение нравов и нормирование отношений в русском семейном быту связывают с победой православия в конце XVI в.

Православный символ веры обязывает верить в единого Бога, который всегда повсеместно выступает в трех лицах. Бог-отец, от которого исходит Святой Дух, доминирует в идеальной семье. Ниже его - Бог-сын (богочеловек), хотя и божественный по природе, но от него не исходит Святой Дух. Ниже его - Богородица. Для русского православия очень важно место Богородицы в структуре семьи. Не случайно христиане со своими просьбами и молитвами обращались не к Богу, а к Богородице. Вот что пишет Е.Г. Яковлев: «Вседержатель представлялся ... слишком далеким, к тому же грозным и страшным. Ближе были разные святые угодники, ангелы и, главное, Богородица. Женщина в роли «почти бог» представлялась более мягкой, милосердной и доступной, чем даже ее сын ... Почитание, которым пользовалась Богородица в народной массе, находило отклик у церкви: последняя была достаточно гибка, чтобы видеть, какие верования можно наилучшим способом использовать в своих интересах».

Популярности Богородицы в России способствовала традиция, считающая Богородицу покровительницей земледельцев. Н.А. Бердяев в своей работе «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века» пишет: «В народном понимании спасения милостыня имеет первостепенное значение. Очень сильна в русском народе религия земли, что заложено в очень глубоком слое русской души. Земля - последняя заступница. Основная категория - материнство. Богородица идет впереди Троицы и почти отождествляется с Троицей. Личное воплощение получает мать-земля. Часто упоминается о Духе. Народ более чувствовал близость Богородицы-Заступницы, чем Христа. Христос - Царь Небесный, земной образ его мало выражен. Св. Г. Федотов подчеркивал, что в духовных стихах не достает веры в Христа-Искупителя, Христос остается судьей, т.е. народ как бы не видит... Христа». Н.Бердяева можно упрекнуть в неправославности: Христос православный - утешитель, всеблагой, заступник (равно как и Богородица) за людей перед Богом-отцом.

Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу «божественной» семьи, а не Святого Семейства (Иисус, Иосиф-Обручник, Мария). Доминирует в триаде Бог-отец, причем его доминантная роль чрезвычайно выражена: он высится над Сыном и Богородицей и не виден в своей небесной резиденции. Возникает ощущение его незримого присутствия в мире, но нет его конкретного облика - он правит миром издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть Отца. Доминирование Отца над Сыном в православии несомненно. Богородица - в подчиненном положении. Менее выражена ответственность Бога-отца: он доминирует, властвует, но не управляет. Отвечает за дела семьи Мать и Царица небесная. Сын психологически ближе к Матери, чем к Отцу, Мать также ближе к Сыну, чем к Отцу.

Большая психологическая эмоциональная близость Матери к Сыну воплощается в доминировании одной из двух ипостасей Матери. Женщина в доме выступает в качестве жены и в качестве матери.

В православном вероисповедании доминирует роль Богородицы над ролью жены и материнское отношение над отношением любовным. Не случайно в православной культуре нет акцентуации эротических отношений между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными. И тем самым отдаются на откуп российскому язычеству. Эротика в российской культуре не освящена христианским светом. Этот архетип вошел в «коллективное бессознательное», по мнению В.Н.Дружинина, чрезвычайно глубоко.

Жесткая иерархизация структуры идеальной православной семьи выявилась в положениях «Домостроя». Домострой - книга, созданная священником Благовещенского собора в Кремле и наставником Ивана Грозного Сильвестром; кодекс русской семейной морали. По мнению одного из наиболее вдумчивых исследователей «Домостроя» В.Г. Иваницкого, Сильвестр, предполагая положить конец полуязыческому нравственному беспределу, боролся с язычеством - женским доминирующим началом в семье: «Новгородчина (родина Сильвестра) знала образы сильных женщин-богатырок языческого типа. То, что юноша Спиридон (мирское имя Сильвестра) был зафиксирован на образе матери, доказывает факт, что его внимание в «Домострое» приковано к проблеме распределения ролей в семье. «Поучение отца к сыну» - послесловие Сильвестра к своему труду, куда он вложил много личного, - рассказывает, как сделать, чтобы главное место в семье принадлежало не жене, а мужу». Следовательно, было с чем бороться.

Православное христианство не противостояло «мужскому деспотизму» отцов семейств, как полагал великий русский историк С. Соловьев, а скорее встало в борьбе между двумя языческими началами - женским и мужским - на сторону мужского, освятив и окультурив отношения доминирования мужчины над женщиной в семье. От природной «звериной» борьбы, где победа чаще была на стороне физически сильного мужчины, христианство привело семью к цивилизованному «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми.

В.Г. Иваницкий в своей работе «Русская женщина и эпоха «Домостроя»» отмечает, что предписания «Домостроя» значительно мягче и гуманнее, чем аскетические воззрения на женщину как «сосуд диавольский» (византийское сочинение «О злых женах»). Но снижение образа женщины (как следствие, «снижение» места Марии в иерархии идеальной божественной семьи) привело православие к тому, что в нем очень мало женщин-святых. Из 300 упоминаемых в разных источниках российских святых всего лишь 36 - женщины, 6 из них - общерусские святые и все княжеского звания. Поскольку в России культ Богородицы был связан с культом земли, то он принял ряд языческих черт.

«Домострой» выразил тенденцию развития отношений между мужем и женой в российской православной семье. Вместе с тем преодолеть элементы языческой борьбы полов православию оказалось весьма сложно. На практике предписания христианской православной веры иерархия освящала и аргументировала деспотизм мужчины-отца, давала правовое основание для чисто языческого насилия над женщиной, творимого ежедневно и еженощно. Жен били, но побои не преследовались, а поощрялись «обычаем». Изнасилование наказывалось лишь тогда, когда женщина принадлежала к знатному роду. Неугодных жен заточали в монастыри: пример подавали великие князья (Василий III), цари (Иван IV Грозный) и императоры (Петр I). Если жена Василия III еще сопротивлялась пострижению (она была бездетна и Василий очень тяжело решился на этот шаг), громко и публично выражала свое возмущение произволом, то жена Петра I Наталья Лопухина безропотно удалилась в келью.

Однако медленно, но верно догматы православия проникали вглубь народной жизни. Российские императрицы также внесли определенный вклад в решение проблемы власти в семье. Все державные женщины либо были европеизированы как правительница Софья, либо воспитаны в лютеранской вере как Екатерина I, Екатерина II, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, хотя и принимали формально православную веру.

Женщине, воспитанной в православной вере, не дано было замыслить и организовать убийство своего мужа, чтобы потом спокойно править империей в окружении многочисленных любовников.

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика