Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Психология семейных отношений

Рассмотрим особенности функционирования семьи на важнейших этапах её развития.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них - адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. В этот период осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данном этапе прикладываются для решения проблемы жилища и приобретения совместного имущества. На данном этапе развития семьи складываются взаимоотношения с родственниками.

Весьма интенсивно и напряженно на этом этапе протекает процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения точек зрения, ценностных ориентации, представлений, привычек супругов. П. Дичус отмечает: «Немалая часть молодых семей распадается в самом начале семейной жизни. Основные причины этого - неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие собственной жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов».

Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность. За зарождением семьи - начальной стадией семейной жизни - следует основной, центральный этап жизненного цикла - сложившаяся зрелая семья с детьми. Это период наибольшей активности в сфере быта и домашнего хозяйства, когда у женщин, матерей несовершеннолетних детей уходит большая часть нерабочего времени, у мужчин - 1,5-2 часа в день. Одновременно с продолжительностью нарастает напряженность домашнего труда, становится труднее совмещать домашние обязанности с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно изменяются функции духовного и эмоционального общения. Перед супругами стоит нелегкая задача - сохранить эмоциональную близость в совершенно иных условиях, чем те, при которых она формировалась. Общность и сплоченность супругов проявляется сейчас в стремлении помочь друг другу, во взаимном сочувствии, эмоциональной поддержке.

Особо значима на этом этапе воспитательная функция семьи: обеспечение физического и духовного развития детей ощущается родителями как наиболее важная задача. Не случайно ряд исследователей (А. Баркай) разделяет этот период на несколько: семьи с ребенком в первые годы его жизни, семьи с ребенком во время его пребывания в детском саду, семья школьника. Очевидно, что требования к родителям годовалого ребенка и подростка различны. Каждый период в развитии ребенка подтверждает, насколько эффективно было функционирование семьи на предыдущих этапах.

Дети, по словам А.Н. Харитонова, доставляют радость, большую удовлетворенность, уникальную в некоторых аспектах (например, чувства зрелости и самореализации взрослой личности). В тоже время с детьми связаны значительные физические (особенно в младенчестве) и эмоциональные (преимущественно в подростковом возрасте) силы и затраты. Родительство подразумевает биологические, психологические и социальные связи между родителями и детьми, включающие рождение, воспитание и социализацию ребенка, обеспечивающие его приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям.

По мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, семейная социализация детей понимается, во-первых, как подготовка к будущим семейным ролям, а, во-вторых, как влияние семьи на формирование психологически зрелой, социально компетентной личности. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее её воздействие на ребенка, тем менее вероятно внесемейное влияние.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов влияния родителей на ребенка:

- подкрепление, когда поощряется поведение, которое взрослые считают правильным; наказываются нарушения установленных в семье правил;

- идентификация - ребенок подражает родителям, ориентируясь на их пример и стараясь быть таким же, как они;

- понимание, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы.

Е.Т. Соколова выделяет следующие стили воспитания детей:

1) Сотрудничество. В общении родителей и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Взрослые побуждают ребенка к активности.

2) Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не собирается делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3) Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4) Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений неделовая, а игровая (эмоциональная). Псевдосотрудничество может протекать в двух вариантах: доминирование матери, когда мать отклоняет предложения ребенка, а он проявляет покорность, поддерживает ее и действует за спиной матери; доминирование ребенка, когда мать вступает в согласие с ребенком для обоснования его слабости и вследствие тревоги за него.

Наилучшие взаимоотношения в семье складываются при условии, что родители в процессе воспитания придерживаются стиля, направленного на реальное сотрудничество с ребенком. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию у детей самостоятельности, активности, инициативы, социальной ответственности. Родители должны объяснять мотивы своих требований и поощрять их обсуждение ребенком, власть использовать лишь при необходимости, в ребенке ценить как послушание, так и независимость, установленные правила внутрисемейной жизни твердо проводить в жизнь, прислушиваться к мнению ребенка, учитывать, что и родители могут быть не правы. Кроме отношений с родителями, на воспитание детей оказывают влияние взаимоотношения между самими родственниками - братьями и сестрами. Родственные связи между детьми весьма различны: они могут быть источником счастья в семье, иметь крепкие, продолжительные привязанности, выражать заботу, внимание, удовольствие от общения друг с другом; или же они могут быть конфликтными, дисгармоничными, порождать семейные проблемы.

Для этого этапа развития семьи характерны самые различные проблемы и нарушения. Именно в этот период обычно обнаруживается снижение удовлетворенности семейной жизнью. По мнению Ю.Е. Алешиной, основные источники нарушения жизнедеятельности семьи в это время - перегрузка супругов, перенапряжение их сил, необходимость перестройки их духовных и эмоциональных взаимоотношений. На смену конфликтности и проблемности первого этапа жизни семьи приходит опасность эмоционального остывания. Именно на этом этапе наиболее часто наблюдаются супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы по причине «несходства характеров», «любви к другому человеку».

Завершающие этапы жизнедеятельности семьи. Когда дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи, семья родителей прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжить чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями пожилого возраста. Физических сил все меньше, все большее значение приобретает отдых. На первый план выходят проблемы ухудшающегося здоровья, в этом направлении перемещаются интересы, здесь нередко сосредоточены все усилия. В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домашнем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «дедушек» требуют особенно много сил в первые годы жизни внуков. Происходит перекладывание части обязанностей на старшее поколение, что обусловлено теми трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах семейной жизни.

Завершение жизненного пути - окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей - увеличивает потребность в признании, уважении (особенно со стороны детей). Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе начинает играть особенно заметную роль (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

По мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, семейный цикл определяется стадиями родительства и осуществляется в четыре основные стадии:

• Стадия предродительства - от заключения брака до рождения первенца.

• Стадия репродуктивного родительства - период между рождением первого и последнего детей. Он может частично пересекаться (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со следующим периодом.

• Стадия социализированного родительства - период от рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка.

• Стадия прародительства - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

На стадии предродительства супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо лишь рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену - в отца и мать.

На второй стадии появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей - в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче и длиннее - в зависимости от числа рождений и лишь в одном случае она не имеет никакой длительности, когда первый ребенок оказывается и последним.

Вторая стадия дает начало третьей - воспитанию детей, которая для многих родителей не кончается никогда, но которую следует ограничить или достижением совершеннолетия, или моментом отделения последнего из взрослых детей. Задержка этого отделения, допустим из-за отсутствия жилья, продлевает стадию социализации взрослых детей на неопределенный период.

Явление «затяжной социализации», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить вместе со своими родителями, будет одной из характеристик этой третьей стадии. Надо отличать подобную «затяжную социализацию» от «продолженной», когда из-за учебы или по иным обстоятельствам вступление в брак откладывается.

Появление первого внука превращает родителей-основателей в прародителей, в дедушку и бабушку, хотя это еще не означает прекращения стадии «социализированного родительства», так как в семье еще могут оставаться несовершеннолетние дети. Последняя стадия прародительства длится до смерти супругов.

 

2009-05-16 00:45:45 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика