Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Гражданское процессуальное право. Ч. 1

Найденное в законе соотношение единоличного и коллегиального начал в рассмотрении гражданских дел достаточно удачно. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в принципе не стал менее демократичным. Ведь и единоличное рассмотрение гражданских дел осуществляется судьей «в общем порядке» (ч.3 ст.6 ГПК). Другими словами, здесь должны полностью соблюдаться все правила гражданского судопроизводства. Кроме того, при возражении кого-либо из лиц, участвующих в деле, против единоличного рассмотрения оно будет рассматриваться судом в коллегиальном составе с участием народных заседателей. Что же касается единоличного рассмотрения гражданских дел, то с его введением гражданское судопроизводство сможет стать мобильным и экономичным.

4. В свете вышеизложенных новелл в гражданском процессуальном законодательстве принцип участия в судопроизводстве народных заседателей существенно сократил сферу действия.

Ряд категорий гражданских дел ныне рассматриваются исключительно единолично. По другим же категориям гражданских дел, а таких дел большинство, принцип участия народных заседателей превратился из обязательного в факультативный.

5. Независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону. Статья 167 Конституции провозглашает, что судьи, присяжные и народные заседатели независимы, подчиняются только закону. Важные дополнения и разъяснения названного конституционного положения сформулированы в ст.7 ГПК. Там идет речь не о любой независимости лиц, входящих в состав суда, а о независимости судей и народных заседателей при осуществлении правосудия. Здесь же записано, что судьи и народные заседатели разрешают гражданские дела на основе закона, в соответствии со своим правосознанием, в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей.

Оба положения, составляющие единый принцип независимости судей и народных заседателей и подчинения их только закону, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Независимость лиц, входящих в состав суда, не может означать свободу судебного усмотрения, а основана исключительно на подчинении судей закону.

В Законе от 26 июня 1992г. «О статусе судей в Российской Федерации» во многом впервые детально сформулированы гарантии принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

6. В соответствии со ст.34 Конституции все равны перед законом и судом. Другим словами, в данной конституционной норме сформулирован принцип равенства граждан перед законом и судом. Как подчеркивается в той же статье Конституции, равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.

Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона. В сходной, но несколько иной редакционной формулировке принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен в ст.5 ГПК.

В то же время принцип равенства граждан перед законом и судом не исключает возможности закрепления в законе, в том числе в процессуальном, некоторых дополнительных гарантий прав отдельных категорий граждан, которые в этом нуждаются. В частности, льготы в отношении подсудности, несения судебных расходов и по некоторым другим вопросам установлены ГПК в отношении определенных категорий граждан с учетом их семейного и материального положения, состояния здоровья и т.п. (ст.ст.80-81, 118, 210-211, 432 и др. ГПК). Однако такого рода привилегий отдельным категориям граждан предоставлено не очень много, и в целом они не подрывают принцип равенства граждан перед законом и судом, а являются лишь исключениями, подтверждающими общее правило.

7. Принцип гласности судебного разбирательства. Статья 169 Конституции России провозглашает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

С учетом специфики гражданского судопроизводства это конституционное положение нашло закрепление и развитие в ст.ст.9, 176 ГПК. В частности, в ГПК определены случаи, в которых возможно слушание дела в закрытом судебном заседании. Прежде всего открытое разбирательство дела не допускается, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Кроме того, закрытое судебное разбирательство возможно по мотивированному определению суда в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также обеспечения тайны усыновления.

В соответствии со ст.9 ГПК при разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, представители общественных организаций и трудовых коллективов, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты и переводчики.

В зал судебного заседания не допускаются граждане моложе 16 лет. Присутствие в зале суда лиц, не достигших указанного возраста, в отдельных случаях могло бы оказать на них отрицательное воспитательное воздействие. В то же время закон разрешает присутствовать в судебном заседании гражданам моложе 16 лет, если они являются лицами, участвующими в деле, либо свидетелями.

Слушание дела в закрытом заседании суда ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Решения судов во всех случаях провозглашаются публично.

Значение принципа гласности в гражданском судопроизводстве многообразно. Прежде всего гласность - одна из серьезных гарантий принципа независимости судей и подчинения их только закону, важное процессуальное средство, создающее оптимальные условия для установления действительных обстоятельств гражданских дел. Принцип гласности и весьма серьезное средство контроля за надлежащим осуществлением правосудия. Гласность оказывает огромное воспитательное воздействие на всех участников гражданского процесса, а также граждан, присутствующих в зале судебного заседания.

8. Принцип национального языка судопроизводства сформулирован в ст.171 Конституции России следующим образом. Судопроизводство в Российской Федерации ведется на русском языке или на языке республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на русском языке.

Положения ст.171 Конституции менее категоричны по сравнению с формулировкой ст.8 ГПК, которая требовала, чтобы судопроизводство в республике в составе Российской Федерации, автономной области или автономном округе непременно велось на соответствующем национальном языке. В жизни же судопроизводство в перечисленных национальных образованиях России, за редчайшими исключениями, велось на русском языке. В настоящее время эта фактически сложившаяся практика, которая, возможно, будет меняться, приведена в соответствие с положениями закона.

 

2009-05-07 15:43:27 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Яндекс.Метрика