Правовое регулирование аудиторской деятельности
1.2.3. Внутренний аудит
Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Формы внутреннего аудита - это назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Внутренний аудит осуществляется либо на основании решения органов управления фирмы, либо в соответствии с порядком, установленным законодательством. Он является составной частью внутреннего финансового контроля и проводится по решению органов управления фирмы для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности.
В его функции входят:
- проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;
- проверка достаточности и соответствия действующим правовым актам и уставу системы экономических регламентов и регуляторов;
- проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;
- проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;
- экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;
- экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;
- разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития предприятия, изменению структуры производства и видов деятельности;
- консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по вопросам организации и управления, права, анализа хозяйственной деятельности и по другим проблемам;
- организация подготовки к проверкам внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля.
Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации.
1.2.4. Внутрихозяйственный финансовый контроль
Этот вид контроля проводится самим предприятием, его экономическими службами, в первую очередь бухгалтерией, а также финансовым отделом, службой финансового менеджмента за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов - по инициативе руководства предприятия или его собственников - учредителей и акционеров.
Децентрализация управления народным хозяйством, приватизация государственных и муниципальных предприятий, появление новых хозяйствующих субъектов привели к необходимости поиска и освоения новых методов управления финансами, включая контроль с учетом достижений мирового опыта финансового менеджмента.
Внутрихозяйственный финансовый контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.
Оперативный производится главным бухгалтером, который в соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В связи с этим следовало бы остановиться и на вопросе об ответственности главного бухгалтера.
В соответствии с частью 4 ст. 7 указанного Федерального закона главный бухгалтер обязан принимать к учету документы, не соответствующие, по его мнению, требованиям действующего законодательства, если ему дано прямое указание руководителя организации. Заметим при этом, что под прямым указанием руководителя имеется в виду письменное распоряжение руководителя организации.
При таких условиях главный бухгалтер не нарушает предписаний закона и не может быть привлечен к ответственности. Поэтому главный бухгалтер, который принимал участие в совершении преступления, предусмотренного ст. 199 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), подчиняясь указаниям руководителя предприятия, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», на основании ч. 1 ст. 48 УК РФ, должен освобождаться от ответственности за вред, причиненный исполнением приказа, имеющего для него обязательную силу.
Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.
Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый «постаудит», который включает: сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
2009-05-06 18:11:12 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |