Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Правовое регулирование аудиторской деятельности

Принцип объективности требует от аудитора справедливости, честности, внимательности при оказании профессиональных услуг, не допускать зависимости своих решений от других лиц.

Сама по себе ситуация, когда взгляды аудитора и клиента на ту или иную проблему не совпадают, не является вопросом профессиональной этики. Она перерастает в этическую проблему, если по поводу объективного изложения фактов аудитор испытывает давление со стороны клиента либо своего руководства, когда он встает перед дилеммой утраты клиента в случае полной объективности при изложении выявленных фактов.

Аудитор обязан руководствоваться только профессиональными стандартами и внутрифирменными методиками.

При этом следует понять позицию клиента и определить возможные сближения ее с профессиональными этическими нормами. Если это не позволяет решить проблему, то ее следует обсудить с руководителями аудиторской фирмы с тем, чтобы они вступили в переговоры с представителями клиента. Если же это не поможет, следует обратиться к вышестоящей инстанции клиента.

Эта же статья провозглашает, что объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации, который можно получить лишь после всесторонней проверки и анализа операций, проведенных клиентом за период, подлежащий аудиту, правильного и полного их отражения и оценки в первичной документации, бухгалтерских регистрах и в отчетности. Для этого необходимо выполнить комплекс аудиторских процедур, требующий соответствующих затрат рабочего времени аудитора.

Неадекватная оплата аудиторских услуг понуждает аудитора сворачивать проверку и выдавать заключение, не имея достаточной информации о финансово-хозяйственной деятельности клиента.

Профессиональная этика требует от аудитора не только получения достаточной информации о клиенте, но и доказательства этой достаточности. Аудиторы обязаны составлять рабочие документы, свидетельствующие о достаточности знаний, на которых базируются выводы в отчете, рекомендации и заключения аудиторов. Поэтому необходимо сохранять рабочие документы, как и любые другие доказательства (таблицы, расчеты и т.д.), обосновывающие мнение аудитора о степени достоверности отчетности.

Важным условием объективности и непредвзятости аудитора является его независимость. Аудиторы обязаны отказываться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях (см. п. 11 Временных правил и ст. 5 Кодекса).

Независимость аудитора может быть нарушена, если по поручению клиента он выполняет услуги по консультированию, составлению отчетности, ведению бухгалтерского учета. Независимость не нарушается в тех случаях, если: а) консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией; б) ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента; в) персонал аудиторской фирмы, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке.

Плата за профессиональные услуги аудитора (ст. 9 Кодекса) отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от срочности и сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора, а также от объема выполненной работы и затраченного времени. Кодекс требует от аудитора заранее оговаривать с клиентом условия и порядок оплаты профессиональных услуг, закреплять их в письменной форме в заключаемых договорах. Важным требованием профессиональной этики является высокое качество услуг, предоставляемых аудиторами.

Компетентность и честность в работе - этические нормы поведения аудитора. Об этом говорит ст.6 Кодекса. Если аудитор понимает, что не компетентен в тех или иных вопросах, то обязан честно заявить об этом заказчику, пригласить для участия в работе более компетентного специалиста либо отказаться от заказа. Сомнения в правильности принимаемых решений необходимо обсуждать с другими специалистами, работающими в аудиторской фирме.

Дело чести каждого аудитора - поддерживать высокий уровень своих знаний, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство.

Дело профессиональной чести аудиторов и сохранения полного доверия к ним со стороны клиентов, общественности и государственных органов -неукоснительное соблюдение налогового законодательства во всех аспектах. Кодекс (ст. 8) обязывает аудитора соблюдать налоговое законодательство и ни в коем случае не способствовать фальсификации с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.

Отдельная статья Кодекса раскрывает такой важный вопрос, как публичная информация и реклама (ст. 12).

Не допускаются как противоречащие профессиональной этике аудиторов реклама и публикации, содержащие:

- указания на благоприятность для клиентов результатов аудиторских услуг;

- самовосхваление и сравнение с другими аудиторскими фирмами;

- рекомендации клиентов, восхваляющих данную аудиторскую фирму;

- необоснованные претензии на специализацию в определенной области профессиональной деятельности;

- сведения, имеющие целью ввести в заблуждение судебные, налоговые и иные государственные органы.

Две статьи Кодекса (10 и 11) посвящены отношениям между аудиторами и отношениям сотрудников с аудиторской фирмой. Последние не могут регулироваться только трудовым законодательством. Во многом они основаны на моральных, этических принципах.

Проверяемый экономический субъект имеет право: получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы).

В соответствии со ст. 715 ГК РФ заказчик вправе проверять ход и качество работы, выполняемой исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность.

Если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от услуг исполнителя либо поручить работу другому лицу за счет исполнителя, а также потребовать возмещения убытков.

Содействие заказчика. В соответствии с Временными правилами (п. 16) руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны создавать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки.

Со своей стороны, ст. 718 ГК РФ обязывает заказчика оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности аудитор (аудиторская фирма) вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре стоимости услуги.

Если аудитор (аудиторская фирма) хочет рассчитывать на активную помощь со стороны заказчика, следует формы и сроки этой помощи предусмотреть в договоре.

 

2009-05-06 18:11:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика