Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Правовое регулирование аудиторской деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 апреля 1999 г. № 472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу ряд пунктов постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации», а также Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности (кроме норм, касающихся порядка выдачи лицензий на осуществление банковского аудита), утвержденный указанным постановлением.

Обращается внимание на ряд новшеств, касающихся порядка лицензирования аудиторской деятельности (кроме банковского аудита, вопросы лицензирования которого в настоящем постановлении не затрагиваются).

Лицензирующим органом по лицензированию аудиторской деятельности определено Министерство финансов Российской Федерации. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии оформляется приказом министра финансов Российской Федерации, в то время как ранее данное решение принималось центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Минфина России. Уменьшен максимальный срок, на который может быть выдана лицензия, с пяти до трех лет.

Документы для получения лицензии представляются соискателем в лицензирующий орган в одном экземпляре, а не в двух, как предусматривалось ранее. Для индивидуального предпринимателя дополнительно к сведениям и документам, представлявшимся ранее, необходимо указывать в заявлении на получение лицензии данные документа, удостоверяющего личность гражданина, а также представить справку о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства с указанием идентификационного номера налогоплательщика. Для аудиторской организации дополнительно к сведениям и документам, представлявшимся ранее, необходимо также представить справку о постановке на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика и нотариально заверенные копии квалификационных аттестатов работающих в аудиторской организации аттестованных аудиторов. Установлен конкретный перечень иных документов (кроме справки банка), подтверждающих оплату уставного капитала аудиторской организации, размер которого должен составлять не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на дату государственной регистрации аудиторской организации).

Следует отметить, что в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, должна составлять не менее 51%. Выполнение данного лицензионного требования обязательно для всех аудиторских организаций вне зависимости от даты их государственной регистрации. Обращается внимание также на то, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее двух аттестованных аудиторов в области аудиторской деятельности, указанной в заявлении соискателя на получение лицензии. В выдаче лицензии соискателю может быть отказано и при несоблюдении ряда других лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Существенно снижен размер лицензионного сбора - до 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на дату принятия решения о выдаче лицензии); введена плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления в 3-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом (на дату подачи заявления). Указанные суммы оплаты и лицензионного сбора зачисляются в федеральный бюджет. При этом лицензионный сбор уплачивается лишь в случае принятия лицензирующим органом положительного решения о выдаче лицензии, а в случае отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии уплата лицензионного сбора соискателем лицензии не производится.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, существовавшие ранее непомерно высокие сборы за выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности из расчета на один год (с аудиторов - 30 МРОТ, с аудиторских фирм - 150 МРОТ) отменены.

Если ранее действие лицензии на осуществление аудиторской деятельности начиналось с момента ее фактической выдачи, то в соответствии с новым порядком лицензирования действие лицензии начинается с даты принятия решения о ее выдаче (с даты приказа Минфина России), а бланк лицензии является документом, подтверждающим ее наличие.

Банком России в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом также вносятся соответствующие изменения в Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ от 10.09.97 № 64 (см. Финансовая газета. 1999. № 14).

По состоянию на 01.10.98 были приняты решения ЦАЛАКом Минфина РФ о выдаче более 14,5 тысяч лицензий на осуществление аудиторской деятельности. За этот же период решениями ЦАЛАКа Минфина РФ было утверждено к выдаче 23,5 тысячи квалификационных аттестатов аудитора.

В настоящее время более чем в 20 городах России действуют 43 учебно-методических центра по обучению и аттестации аудиторов, созданные при крупнейших государственных университетах и высших экономических учебных заведениях (см. Финансовая газета. 1998. № 42).

В соответствии с Временными правилами осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании судебных решений по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:

- полученных в результате незаконной деятельности доходов в пользу заказчиков в размерах понесенных ими расходов;

- штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера минимальной оплаты труда - в доход федерального бюджета РФ.

Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации данного юридического лица.

Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя экономического субъекта), за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Аудиторы и аудиторские фирмы, помимо проведения проверки, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней.

Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности (п.9 Временных правил).

Аудиторская проверка не может производиться: а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов). Перечень этих лиц в подп. «а» п.11 Временных правил четко определен и не может подвергаться ограничительному или расширительному толкованию. В то же время под руководителями проверяемых экономических субъектов следует понимать не только исполнительные органы (коллегиальные и единоличные) хозяйственных обществ и производственных кооперативов, но и высшие органы управления, советы директоров (наблюдательные советы);

б) аудиторскими фирмами: в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой отчетности.

 

2009-05-06 18:11:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика