Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Политология. Ч. 2

1.2. Легитимность власти

Сила власти зависит от целого комплекса факторов, основным из которых является степень ее социальной организованности. Наиболее высокой степенью организованности среди субъектов политики обладает государство, так как его влияние базируется на существующем мощном аппарате, разветвленной системе органов и широком спектре ресурсов. Нормальное функционирование политической власти осуществляется на базе двух основных принципов -суверенитета и легитимности. Эти понятия характеризуют политическую власть по двум основным аспектам: во-первых, с точки зрения выделения внутри нее главной составляющей - государства, и, во-вторых, в плане определения правомерности использования тех или иных средств и ресурсов власти для достижения политических целей.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Исключительным правом государства является установление в обществе единого правопорядка, определение статуса государственных органов, наделение граждан правами и обязанностями, использование насилия. Государство занимает также высшее положение по сравнению с политическими партиями, организациями и движениями, так как именно государство сосредоточивает в своих руках политическую власть. Независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и в равноправных отношениях с другими государствами.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения со стороны граждан страны. В демократическом обществе власть соглашается учитывать интересы граждан и действовать в рамках закона, а население - добровольно подчиняться ее решениям. Таким образом, легитимность власти - это признание обществом законности и правомерности официальной власти и ее права управлять им.

Термин «легитимность» возник в начале XIX в. во Франции и вначале означал законно установленную власть в отличие от насильственно захваченной. При этом термин «легитимность» не является строго юридическим и не фиксируется в основных законах государств, в отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти. Легитимность отражает убежденность людей в том, что власть имеет право управлять обществом и ее решения обязательны для выполнения. Легитимность власти вовсе не подразумевает того, что все граждане однозначно поддерживают ее. В любом государстве существуют определенные круги, не разделяющие политический курс властей, тем не менее, опираясь на предпочтения большинства, власть признается наилучшей и общество ей подчиняется.

Исходя из того, что в разных обществах власти используют разные ресурсы власти для управления, М.Вебер (1864-1920) выделил три основных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный.

С исторической точки зрения, первым типом была традиционная легитимность, основанная на вере в необходимость издревле существующих порядков, на традициях и обычаях, устанавливающих, кто имеет право на власть, а кто ей должен повиноваться. На этой привычке повиноваться и вере в ее высший характер и священность прав престолонаследия основан авторитет наследственных монархов и племенных вождей. До сих пор в обществах, где власть принадлежит именно таким правителям, власть которых не ограничена другими институтами, сохраняется этот тип легитимности.

С развитием общества и его институтов, и прежде всего избирательной системы и участия граждан в выборе тех, кто будет ими управлять, право на единоличное правление постепенно заменялось все более разветвленной бюрократической системой. По мнению Вебера, сдержать рост бюрократизации мог только харизматический лидер. В основе этого типа легитимности лежит «авторитет внеобыденного личного дара (харизмы), полная личная преданность и доверие, вызываемые наличием у какого-либо человека качеств вождя». Харизматическая легитимность (от греч. harisme - божественный дар) основана на вере в личные, исключительные качества политического лидера, в его способность должным образом осуществлять власть. Этот тип легитимности можно также назвать абсолютным, так как он базируется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. М.Вебер считал, что данный тип легитимности относится преимущественно к власти религиозных вождей и пророков (Моисея, Магомета и т.д.), в настоящее время он приписывается в той же мере и светским деятелям. Преобладает же он в обществах, находящихся на переломе, в периоды революционных потрясений, ибо не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства.

Третий тип, наиболее распространенный и современный, получил у Вебера название рационально-легальной легитимности. Он основывается на вере участников политического процесса в справедливость существующих правил формирования власти. Рационально-правовая (конституционная) легитимность основана на рационально понятом интересе, который и побуждает людей подчиняться решениям власти, сформированной по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В основе данного типа легитимности лежит, по Веберу, вера в «обязательность легального установления».

В дополнение следует заметить, что на практике вышеприведенные типы легитимности не всегда присутствуют в чистом виде, они взаимно дополняют друг друга, создавая новые смешанные типы.

 

2009-05-06 18:09:36 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39                      
Яндекс.Метрика