Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 2

2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы.

2.1. Ориентировочная реакция и непроизвольное внимание

Принято считать, что физиологическую основу, на которой развивается и функционирует непроизвольное внимание, составляет ориентировочная реакция.

Ориентировочная реакция впервые была описана И.П. Павловым как рефлекс «Что такое?» Ориентировочная реакция - это непроизвольная реакция организма (безусловный рефлекс) на новый раздражитель, сопровождающаяся изменениями активности всех его систем. Внешне она проявляется в повороте головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождается торможением текущей деятельности. Другая особенность ориентировочной реакции заключается в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ориентировочная реакция легко восстанавливается при малейшем изменении обстановки.

Использование полиграфической регистрации показало, что ориентировочная реакция вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений. Отражением этих генерализованных изменений являются различные компоненты ориентировочной реакции: двигательный (мышечный), сердечный, дыхательный, кожно-гальванический, сосудистый, зрачковый, сенсорный и электроэнцефалографический.

Как правило, при предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции возникает генерализованная активация, которая проявляется в блокаде (подавлении) альфа-ритма и смене его высокочастотной активностью. Одновременно с этим возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.

Механизм возникновения и угашения ориентировочной реакции получил толкование в концепции нервной модели стимула, предложенной Е.Н. Соколовым. Согласно этой концепции, в результате повторения стимула в нервной системе формируется нервная модель стимула - определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. «нервной моделью». Если действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ориентировочная реакция не возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная реакция возникает и оказывается до известной степени тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раздражители.

В соответствии с этой концепцией ориентировочная реакция должна фиксироваться при любом сколь-нибудь ощутимом расхождении между двумя последовательно предъявляемыми стимулами. Имеются, однако, многочисленные факты, которые свидетельствуют о том, что такая реакция далеко не всегда обязательно возникает при изменении параметров стимула.

Известно, что ориентировочная реакция связана с адаптацией организма к меняющимся условиям среды, поэтому для нее справедлив «закон силы». Иначе говоря, чем больше изменяется стимул (например, его интенсивность или степень новизны), тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а нередко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они непосредственно адресованы основным потребностям человека. Например, мать просыпается даже при незначительном шорохе, вызванном движением больного ребенка.

Кажется, что более значимый и следовательно уже знакомый человеку стимул должен при других равных условиях вызывать меньшую ориентировочную реакцию, чем абсолютно новый. Факты, однако, говорят о другом. Значимость стимула нередко имеет решающее значение для возникновения ориентировочной реакции. Высокозначимый, хотя и знакомый стимул может вызвать мощную ориентировочную реакцию.

По некоторым представлениям, факторы, провоцирующие ориентировочную реакцию, можно упорядочить, выделив четыре уровня, или регистра: регистр обнаружения стимула, регистр новизны, регистр интенсивности и регистр значимости. Первый регистр проходят практически все стимулы, второй и третий регистры работают параллельно. Пройдя любой из этих двух регистров, стимул поступает в последний и там оценивается его значимость. Только после этого завершающего акта оценивания развивается весь комплекс ориентировочной реакции.

Таким образом, ориентировочная реакция возникает не на любой новый стимул, а только на такой, который предварительно оценивается как биологически значимый. Иначе мы переживали бы ориентировочную реакцию ежесекундно, так как новые раздражители действуют на нас постоянно. Оценивая ориентировочную реакцию, надо учитывать не формальное количество информации, содержащееся в стимуле, а количество семантической, значимой информации. Чем более значима будет для индивида информация, которая несет новый стимул, тем напряженнее вызванное ею непроизвольное внимание.

 

2009-05-06 16:49:04 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика