Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 2

Таким образом, преобразование информационного потока осуществляется с помощью нескольких типов формальных нейронов: детекторов, гностических нейронов, нейронов-модуляторов, мнемических, семантических и командных нейронов, связанных между собой стабильными и пластическими связями двух типов: информационными и модулирующими. Стабильные связи присущи так называемым жестким звеньям сенсорных систем, т.е. таким звеньям, которые определяются генетической программой развития и одинаковы у всех индивидов. Другой вид связей - пластические - присущи гибким звеньям сенсорных систем, которые формируются в индивидуальном развитии и отражают опыт только одного индивида.

Предполагается, что внешний раздражитель через органы чувств создает распределенное возбуждение на выходе рецепторных клеток. В результате первичного анализа из этого потока возбуждения выделяются отдельные признаки стимула. На следующем этапе происходит организация целостного образа, в ходе этой стадии в зрительной системе человека по отдельным фрагментам возникает гипотеза о том, что это может быть.

Гипотетические представления об объекте (ожидаемый образ) извлекаются из памяти и сопоставляются стой информацией, которая поступает из сенсорной системы. Далее принимается решение о соответствии или несоответствии гипотезы объекту, проверяются уточняющие гипотезу признаки. В случае признания соответствия - акт восприятия завершен, если соответствия не обнаружено, он будет продолжен до момента принятия окончательного решения.

Описанная модель дает представление о том, за счет каких механизмов реализуется акт восприятия. Однако она не объясняет, как осуществляется повторное правильное опознание объекта в постоянно меняющихся условиях среды. Данная проблема остается одной из наиболее дискуссионных в концепции детекторного кодирования, если иметь в виду, что окружающая среда постоянно меняется, каким образом осуществляется правильное опознание объекта или индивида, наблюдаемого в разных условиях.

Один из основателей детекторной концепции Д. Хьюбел так характеризует эту проблему: «...Часто спрашивают, каковы наиболее правдоподобные предположения относительно того, каким образом распознаются видимые объекты, становятся ли клетки при переходе к более центральным уровням все более специализированными, так что на каком-то уровне могут найтись клетки, реагирующие на лицо одного-единственного конкретного человека - например, чьей-то бабушки? Такое представление, называемое «теорией бабушкиной клетки», вряд ли можно принимать всерьез. Можем ли мы обнаружить отдельные клетки для бабушки улыбающейся, плачущей или занимающейся шитьем? Или отдельные клетки, отражающие понятие или определение «бабушки»? И если бы у нас действительно имелись «бабушкины клетки», куда они посылали бы свои выходные сигналы? (Д. Хьюбел 1991).

В качестве возможного решения предлагается следующий механизм. Воспринимаемый объект активирует определенную группу клеток- «нейронный ансамбль», каждый член которого может принадлежать также и другим ансамблям. Поскольку известно, что разрушение небольшого участка мозга обычно не ведет к исчезновению определенных воспоминаний приходится предполагать, что клетки одного «ансамбля» не сосредоточены в одной корковой зоне, а разбросаны по многим зонам. Таким образом, «бабушке», занимающейся шитьем», должен соответствовать более крупный ансамбль, включающий бабушку по определению, бабушкино лицо и процесс шитья. Предлагаемая схема, однако, носит скорее гипотетический характер.

Таким образом, в исследованиях восприятия, выполняемых с помощью регистрации активности нейронов, проблема опознания образа в условиях постоянно меняющейся среды еще далека от своего решения.

Мозг человека всегда работает как единое целое, поэтому, завершая описание современных представлений о физиологических механизмах восприятия, необходимо изложить сведения о перцептивных функциях левого и правого полушарий.

Нервная система человека устроена таким образом, что каждое полушарие мозга получает информацию главным образом от противоположной стороны тела. Этот принцип контралатеральной проекции относится как к общей телесной, тактильной чувствительности, так и к зрению, и слуху, хотя применительно к последним картина не столь однозначна (часть афферентных волокон идет в «свое» полушарие).

Однако, использование соответствующих методик позволяет избирательно подавать информацию только в одно полушарие и выявлять тем самым значительные различия в функциональных способностях двух полушарий.

Как показывают клинические исследования, разрушение центральных зрительных зон в одном из полушарий ведет к утрате противоположной половины поля зрения (правой при левостороннем повреждении и левой - при правостороннем). Зная место повреждения зрительной коры, можно предсказать, какова будет потеря зрения.

Среди гипотез относительно природы межполушарных различий при зрительном восприятии распространены две: одна гипотеза связывает эти различия с вербализацией воспринимаемых стимулов, по другой - различия коренятся в особенностях стиля работы каждого полушария - аналитического для левого и целостного глобального для правого. В целом доминирует точка зрения, что превосходство того или иного полушария при восприятии зрительных стимулов определяется соотношением двух этапов переработки: зрительно-пространственного, в котором преобладает правое полушарие, и процессов вербализации, реализуемых левым.

В наиболее общем виде специализация полушарий в обеспечении зрительного восприятия сводится к следующему:

Различия между полушариями при зрительном восприятии

(Л.И. Леушина и др., 1982)

Левое полушарие Правое полушарие
Лучше узнаются стимулы  
Вербальные
Легко различимые
Знакомые
Невербальные
Трудно различимые
Незнакомые
Лучше воспринимаются задачи  
Оценка временных отношений
Установление сходства
Установление по названиям идентичности стимулов
Переход к вербальному кодированию
Оценка пространственных отношений
Установление различий
Установление физической идентичности стимулов
Зрительно-пространственный анализ
Особенности процессов восприятия  
Аналитичность
Последовательность (сукцессивность)
Абстрактность,
Обобщенность,
Инвариантное узнавание
Целостность
Одновременность (симультанность)
Конкретное узнавание

Таким образом, правое - «пространственное» и левое - «временное» полушария обладают своими специфическими способностями, позволяющими им вносить важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого полушария больше возможностей во временной и слуховой сферах, а у правого - в пространственной и зрительной. Эти особенности, вероятно, помогают левому полушарию лучше отмечать и обособлять детали, которые могут быть четко охарактеризованы и расположены во временной последовательности. В свою очередь, единовременность восприятия пространственных форм и признаков правым полушарием возможно способствует поиску интегративных отношений и «схватыванию» общих конфигураций. Если такая интерпретация верна, то по-видимому, каждое полушарие перерабатывает одни и те же сигналы по-своему и преобразует сенсорные стимулы в соответствии со специфичной для себя стратегией их представления.

 

2009-05-06 16:49:04 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика