Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 2

Ресурсные факторы

Предполагается, что неравномерное развитие мозга, особенно выраженное у одаренных людей, связано с тем, что наиболее интенсивно работающие центры мозга требуют и потребляют гораздо больше его ресурсов - биохимических факторов (медиаторов, нейропептидов и т.д.). Последнее, в свою очередь, не только обеспечивает оптимальные условия функционирования соответствующих участков мозга, но и способствует их более интенсивному морфо-функциональному развитию.

Вещества, необходимые для синтеза подобных соединений, организм человека извлекает из пищи. У детей потребность в полноценном питании особенно высока, потому что кроме восстановления обеспечивающих нормальную работу мозга веществ, им необходимы белки, липиды, углеводы и другие вещества для построения самого мозга.

Вес мозга новорожденного составляет в среднем 12% от веса тела (у взрослого эта цифра равна 2,5%), значит у детей, родившихся с низким весом особенно плохо происходит созревание мозга. Рост мозга в основном осуществляется за счет белкового синтеза. Недостаток белка в пище будет отрицательно сказываться на процессах созревания. Белковое голодание у детей имеет серьезные последствия, и чем раньше началось голодание, тем сильнее они будут.

Неоднократно было показано, что низкий вес ребенка при рождении (меньше 2000г) и особенно очень низкий вес (меньше 1500г) существенно увеличивают опасность умеренного и сильного снижения интеллекта. Причем низкий вес при рождении сильнее сказывается на невербальном интеллекте и пространственных способностях, которые по некоторым представлениям рассматриваются как «фундамент» психической деятельности человека.

Последствия белково-калорийного голодания, пережитого в младенчестве, особенно в возрасте до 6 мес., практически необратимы. Такие дети, как правило, обнаруживают в будущем сниженный интеллект. В старшем возрасте эффекты белкового голодания детей более обратимы, однако это не значит, что состав питания не оказывает существенного влияния на психическое развитие. Помимо необходимого белково-калорийного компонента особое значение в диете имеют витамины и минеральные добавки. По некоторым данным систематическое включение в рацион детей младшего и среднего школьного возраста широкого спектра витаминов и минеральных компонентов значимо повышает показатели их интеллекта.

Было бы очень заманчиво получить доказательства того, что мозг одаренных людей в силу каких-то причин (возможно генетических) обладает или производит большее количество ресурсов для обеспечения своей активной жизнедеятельности.

Одним из главных источников энергии для мозга является глюкоза. А потребность мозга в энергии очень велика. Хотя на человеческий мозг приходится всего 2% веса тела он потребляет примерно 20% всей расходуемой организмом энергии. Если уровень потребления энергии мозгом высок, то запасы энергоносителя в нем напротив очень малы, и мозг постоянно почти полностью зависит от непрерывного снабжения глюкозой через мозговое кровообращение.

Закономерно предположить, что индивидуальные различия в возможностях мозга тесно связаны с энергетическим метаболизмом. Благодаря специальным методам (позитронная томография) можно определить расход глюкозы в миллиграммах на 100 г мозговой ткани в минуту. Оказалось, что уровень локального мозгового метаболизма глюкозы положительно и достоверно коррелируют с показателями интеллекта по ряду тестов. Надо заметить, однако, что увеличение количества глюкозы в рационе питания еще не означает, что вся она будет обязательно усвоена мозгом. Кроме того, глюкоза - далеко не единственный фактор, определяющий эффективную жизнедеятельность мозга.

Не менее важную роль играют сложные органические соединения, такие как ферменты и нейропептиды, обеспечивающие распространение электрических сигналов в нервной системе.

Очевидно, что творчески активные люди предъявляют к работе своего мозга повышенные требования, в первую очередь, нагружая те его отделы, которые связаны с выполнением их профессиональной деятельности. Предполагается, что утилизация необходимых для работы глюкозы, медиаторов, ферментов и нейропептидов в этих отделах мозга будет происходить намного быстрее, чем в других, не включенных в деятельность частях мозга.

В связи с этим возникает интересная гипотеза: высокая потребность постоянно «работающих» отделов мозга в нужных веществах приводит к тому, что происходит перераспределение ресурсов в пользу «работающих» отделов. Поскольку ресурсы ограничены, то те отделы мозга, которые непосредственно не связаны с обеспечением значимой для одаренного человека деятельностью, могут испытывать определенный дефицит необходимых веществ. Следовательно, возможны какие-то биологические издержки одаренности. К таким издержкам американский психолог М. Сторфер, собравший большое количество данных по особенностям одаренных детей, относит аллергию и миопию. Эти нарушения развития значительно чаще встречаются у одаренных детей по сравнению с их обычными сверстниками.

Теория перераспределения опирается на данные об ограниченности ресурсов одного из главных медиаторов нервной системы - ацетилхолина. Ацетилхолин - вещество, выполняющее роль посредника (медиатора) при передаче нервного импульса с нейрона на нейрон и с нейрона на мышечное волокно. Таким образом, во-первых, благодаря ацетилхолину реализуется вся двигательная активность организма; во-вторых, он обеспечивает деятельность так называемой холинэргической системы мозга. Холинэргическая система мозга - объединения нервных клеток, в которых передача импульсов происходит с помощью медиатора ацетилхолина. Она охватывает большие пространства нервной системы, начиная от периферии через структуры ствола и подкорки, к коре головного мозга. Важно подчеркнуть, что холинэргическая система мозга по современным представлениям имеет прямое отношение к обеспечению процессов обучения.

Теория перераспределения предполагает, что более высокий уровень потребления ацетилхолина в одних отделах холинэргической системы мозга может привести к его уменьшению в других. Больше прочих страдают центры обоняния в подкорке, которые являются мощными потребителями ацетилхолина.

Присутствует в этой теории и эволюционный аспект. Как известно, у животных способность различать запахи развита лучше, чем у человека. Развитие высших психических функций сопровождалось утратой обоняния как средства познания. Весьма вероятно, что биохимической основой этого процесса явился отток ресурсов ацетилхолина от обонятельных центров мозга к структурам, обеспечивающим специфические человеческие интеллектуальные функции.

Есть и другие данные, свидетельствующие о возможности влиять на уровень продуктивной работы мозга, интенсифицируя синтез ацетилхолина. В опытах на животных было показано, что можно улучшить их способности к обучению с помощью особого биохимического вещества - глютаминовой кислоты. Добавление глютаминовой кислоты в 4-5 раз увеличивает скорость образования ацетилхолина. Кроме того, было установлено, что показатели IQ высоко коррелируют с уровнем активности одного из веществ, включенных в обмен ацетилхолина.

Все эти данные свидетельствуют о том, что индивидуальные различия в умственной деятельности человека, помимо всего прочего связаны с особенностями обмена веществ в мозге.

Наряду с ресурсной теорией существует гипотеза, в которой в качестве биологической основы одаренности рассматривается индивидуальная выраженность функциональных особенностей полушарий.

Межполушарные отношения и творческие способности

Проблема функциональной специализации полушарий в познавательной деятельности человека имеет много разных сторон и хорошо изучена. Систематизированы и обобщены особенности функционирования каждого из полушарий и их вклад в интеллектуальную и поведенческую активность человека. Как уже отмечалось, аналитическая, знаково опосредованная стратегия познания характерна для работы левого полушария; синтетическая, образно опосредованная - для правого. Закономерно, что функциональные свойства полушарий, а точнее степень их индивидуальной выраженности могут служить биологическим условием формирования специальных способностей (вербальных, пространственных).

Однако мозг работает как целое, и наряду со специализацией полушарий в познавательной деятельности имеет место их интеграция или билатеральное взаимодействие. Очевидно, что это взаимодействие у –азных людей может осуществляться по-разному: у одних лучше, у других хуже. Закономерно возникла гипотеза эффективного межполушарного взаимодействия как биологической основы одаренности. По этой гипотезе особое значение придается функциям субдоминантного правого полушария.

Предполагается, что чем лучше праворукий человек использует возможности своего субдоминантного правого полушария, тем больше он способен:

1) одновременно обдумывать разные вопросы;

2) привлекать больше ресурсов для решения интересующей его проблемы;

3) одновременно сравнивать и противопоставлять свойства объектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий.

Некоторое подтвержение этой гипотезы было получено в процессе обследования одаренных детей: оказалось, что у них несколько меньше выражено доминирование левого полушария. Кроме того, показано, что школьная успешность также выше у детей с умеренным преобладанием праворукости, что говорит о более или менее равномерном развитии функций левого и правого полушарий.

Гипотеза билатерального взаимодействия и эффективного использования всех возможностей левого и правого полушарий в интеллектуальной деятельности представляется оптимальной, поскольку она, во-первых, адресуется к работе мозга как целого и, во-вторых, использует представления о ресурсах мозга.

 

2009-05-06 16:49:04 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика