Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 2

3.3. Разные виды обучения и их физиологические основы. Условные рефлексы, ассоциативное обучение, запечатление, подражание. Роль эмоционального подкрепления

Существует много разновидностей обучения. Они могут быть разделены на несколько групп. Наиболее часто выделяют простое научение, к которому относят привыкание, ассоциативное научение, включающее выработку классического условного рефлекса и инструментального (оперантного) условного рефлекса. Выделяется также сложное научение, включающее запечатление (импринтинг), обучение на основе подражания (имитация), когнитивное научение.

Привыкание, как простейшая форма научения, выражается в постепенном уменьшении поведенческой реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угасание ориентировочной реакции. От утомления и истощения привыкание отличается тем, что реакцию можно вызвать вновь простым изменением стимула.

Ярким примером привыкания служит угасание ориентировочного рефлекса при повторном предъявлении стимула. Такой вид привыкания получил название негативного научения, суть которого состоит в том, что стимул по мере повторения теряет способность вызывать ту реакцию, которую он вызывал в самом начале.

В основе ассоциативного обучения лежит акт образования временной связи между стимулом и реакцией, т.е. условный рефлекс, такиффм образом, ассоциативное обучение - это форма овладения опытом посредством выработки классических условных рефлексов. Напомним, что условный рефлекс - временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. Инструментальный рефлекс имеет иную организацию. Животное или человек в ответ на определенные стимулы обучаются выполнять некоторое действие, которое либо обеспечивает получение подкрепления (например, пищу), либо избавляет их от действия болевых воздействий. Инструментальные рефлексы составляют основу другого вида обучения, которое получило название инструментального или оперантного обучения. Оперантное обучение имеет место в тех случаях, когда индивид осуществляет определенное воздействие на окружающую среду, и в зависимости от результатов таких действий данное поведение закрепляется или устраняется.

Особая форма обучения - это запечатление или импринтинг, который был описан известным этологом К. Лоренцом. Импринтинг - это способность новорожденных фиксировать и запоминать находящиеся поблизости подвижные объекты и демонстрировать впоследствии устойчивое предпочтение этих объектов.

Широкую известность получили эксперименты К. Лоренца с гусятами, вылупившимися в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а Лоренц. Запечатление Лоренца гусятами привело к формированию у них четкой реакции следования за Лоренцом и предпочтение его представителям своего вида. Интересно, что став взрослыми и начав поиск брачных партнеров, получившие столь своеобразный опыт гусята отдавали предпочтение людям, а не представителям своего вида. Импринтинг наиболее характерен для выводковых птиц. Тем не менее, в той или иной степени запечатление обнаруживается в развитии и млекопитающих.

У обезьян запечатление происходит намного позднее и выражено весьма значительно. У человека установление социальных связей имеет очень сложную природу, однако импринтинг, по-видимому, вносит свой вклад в формирование этих связей. По некоторым данным комплекс оживления (улыбка, гуление), который демонстрирует младенец в ответ на появление матери, некоторыми учеными рассматривается как проявление запечатления образа матери и бессознательное стремление ребенка к усилению связей с ней.

Подражание - способ обучения, при котором индивид копирует действия других, не понимая значения этих действий. У животных подражание играет решающую роль в овладении видоспецифическим поведением. Известно, что пение птиц, например, песня зяблика или соловья может быть полностью сформирована только в том случае, если птенец своевременно услышит образец пения взрослой птицы. У хищных животных детеныши, подражая взрослым, овладевают приемами охоты и т.д.

У человека подражание также имеет место, причем как на сознательном, так и бессознательном уровнях регуляции поведения. Ребенок бессознательно копирует действия взрослых, стремясь воспроизвести интересующие его варианты действий. В более зрелом возрасте подражание нередко выступает как открытая осознанная форма освоения социально одобряемого поведения. «Делай с нами, делай как мы, делай сам», - так выглядит установка на подражение в процессе обучения. Тот же механизм действует, когда человек, ориентируясь на какие-то характерные особенности поведения «значимых других», воспроизводит эти особенности в своем поведении. Например, подростки, стремясь приобщиться к какой-либо группе, иногда копируют те формы поведения, которые, с их точки зрения, являются наиболее характерными признаками этой группы.

В обучении такого рода большую роль играет эмоциональное подкрепление. Подкрепление - раздражитель, предъявление или устранение которого влияет на вероятность повторения данной поведенческой реакции. Подкрепление называют положительным или отрицательным в зависимости от того, увеличивает оно или уменьшает вероятность повторения данной поведенческой реакции. Положительное подкрепление всегда сопровождается позитивной эмоциональной окраской, отрицательное - негативной. Например, получение пищевого подкрепления или устранение болевого воздействия создают положительный эмоциональный фон. Напротив, включение отрицательного болевого подкрепления вызывает отрицательные эмоции.

Выше рассматривалась эмоциональная память, как особый вид памяти, связанный с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. При этом отмечалось, что эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Также непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Таким образом, обучение, мобилизующее ресурсы эмоциональной памяти, может быть очень эффективным.

Последний из перечисленных выше видов обучения - когнитивное научение: инсайт (внезапное внутреннее связывание элементов), научение путем рассуждений и др. Все виды когнитивного обучения объединяет общее положение. В процессе научения такого типа осуществляется когнитивная оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические функции, при этом используется прошлый опыт, анализ имеющихся возможностей и прогноз развития события.

 

2009-05-06 16:49:04 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика