Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 1

2.4. Функциональная схема поведенческого акта. Строение функциональной системы по П.К. Анохину

Простейшим проявлением поведенческой активности является рефлекс - ответная реакция организма, осуществляемая с участием центральной нервной системы. Идея рефлекса была впервые выдвинута Р. Декартом в XYII веке. В основе рефлекса лежит рефлекторная дуга, включающая следующие элементы: воспринимающее (афферентное) звено, центральное звено, исполнительное (эфферентное) звено. Элементы рефлекторной дуги образованы нервными клетками - нейронами, рецепторами и исполнительными органами (эффекторами).

Рефлексы могут быть моно- и полисинаптическими, в зависимости от числа обеспечивающих их нейронов. Первые отличаются прямым переключением с чувствительного на двигательный нейрон, их реакции единообразны и возникают по принципу: «все или ничего». Полисинаптические рефлексы реализуются иначе. К ним применим закон силы, т.е. величина такого рефлекса в определенных пределах пропорциональна силе раздражителя. Более того, человек может до некоторой степени задерживать проявление полисинаптического рефлекса. Ярким примером может служить кашлевой рефлекс.

Рефлексы делятся на два больших класса: безусловные и условные. Первые представляют собой рефлексы, осуществляемые на основе постоянной, генетически обусловленной нервной связи между воспринимающими элементами и исполнительными органами. Рефлексы такого типа можно считать видоспецифическими средствами адаптации, поскольку они присутствуют у всех представителей вида, никогда не угасают и направлены на удовлетворение жизненно важных витальных потребностей (пищевой, оборонительный и др.).

Условный рефлекс - временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. В отличие от безусловных, условные рефлексы всегда строго индивидуальны и в случае неподкрепления угасают. Условные рефлексы возникают под действием новых факторов среды, отражают индивидуальный опыт индивидуума, лежат в основе научения. Они придают известную гибкость поведению, отражают действие меняющихся факторов среды. Различают два вида условных рефлексов - классические и инструментальные.

Классические рефлексы представляют собой ассоциативные связи, при которых ответная реакция на условный сигнал воспроизводит безусловную реакцию, вызываемую изолированным предъявлением безусловного раздражителя. При инструментальном рефлексе животное или человек в ответ на определенные стимулы учатся выполнять некоторое действие, которое либо обеспечивает получение подкрепления (например, пища), либо избавляет их от действия болевых воздействий.

Углубленное изучение рефлекторной деятельности животных и человека составляет предмет физиологии высшей нервной деятельности, основоположником которой был великий русский ученый И.П. Павлов. Рефлексы во всех описанных вариантах вносят существенный вклад в обеспечение адаптивного поведения человека и животного. Отражение того обстоятельства, что протекание рефлексов в известной степени зависит от условий среды и состояния организма привело к развитию и углублению учения о рефлексе.

Российский физиолог Н.А. Бернштейн предложил идею рефлекторного кольца, в котором наряду с восприятием и анализом сигналов внешней среды и реакций на них, учитывается и то обратное влияние, которое оказывает эффект действия на головной мозг. Так, в структуру рефлекторной деятельности было введено понятие обратной связи.

Однако объяснить все многообразие поведенческих реакций, исходя только из рефлекторной теории, невозможно - рефлекторные механизмы лежат в основе многих видов деятельности, но далеко не исчерпываются ими, полное объяснение функциональная организация активного приспособительного поведения получила только в результате применения системного подхода.

В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина.

Функциональная система (ФС) - это физиологический аппарат, осуществляющий избирательное вовлечение и объединение в одну систему различных структур, направленное на достижение определенного результата.

В ФС могут входить элементы различной анатомической принадлежности. Именно результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата - значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении, обеспечить соответствие условиям окружающей среды.

ФС включает в себя пять звеньев: 1) афферентный синтез - процесс синтеза, отбора различных афферентаций, т.е. сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде акцептора результатов действия - центральный аппарат оценки результатов и параметров еще несовершившегося действия на основе сличения с афферентной моделью результата; 3) собственно действие; 4) сличение на основе обратной связи афферентной модели и параметров выполненного действия; 5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Состав функциональной системы не определяется пространственной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В нее могут включаться как близко, так и далеко расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых цельных (в анатомическом отношении) систем и даже детали отдельных органов (например, отдельный нейрон, часть сосудистого русла, область мозга и т.п.).

При этом нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать своей активностью в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систему.

Поскольку для любого живого организма количество возможных поведенческих ситуаций в принципе неограничено, то одна и та же нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа или сам орган могут входить в состав нескольких функциональных систем, в которых они будут выполнять разные функции.

Функциональные системы имеют разную специализацию: одни складываются для достижения таких целей, как обеспечение пищей, избегание опасности; другие осуществляют движение и т.п. Даже чтение этого текста вами обеспечивается функциональной системой. Если бы вы рассматривали красивые картинки, то ФС включала бы иные элементы, поскольку конечный результат планировался бы другим (запоминание в первом случае, получение эстетического удовольствия - во втором).

ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности: одни из них присущи всем особям данного вида (и даже особям других видов), например, функциональная система, обеспечивающая сосание, сходна у детенышей млекопитающих. Другие ФС индивидуальны, т.е. формируются в течение жизни в процессе накопления опыта и составляют основу обучения (например, обеспечивающие письмо, походку, стиль плавания и т.д.).

Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно и начало работы функциональной системы, составляет афферентный синтез - анализ информации о состоянии окружающей среды. Важность этой стадии состоит в том, что полученная информация определяет все последующее поведение организма. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей отбираются главные; на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так и предыдущий опыт жизнедеятельности; в силу последнего афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, информации о внешней среде и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, что делать и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных.

Еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже есть представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата, которая образует важнейший элемент ФС - акцептор действия, еще до начала каких-либо действий организм уже «предвидит» их возможный результат, с которым и сличаются все последующие действия - в процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует обратная связь. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешности реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм сразу бы погиб, если бы подобного механизма не существовало, поскольку его поведение не было бы связано ни с внутренними потребностями, ни с состоянием окружающей среды.

Каждая функциональная система обладает способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При дефекте происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут (например, если собака повредит ногу, то она будет продолжать двигаться на трех лапах).

 

2009-05-06 16:38:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика