Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 1

4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ

4.1. Физиологические механизмы формирования витальных потребностей. Классификация потребностей

Важнейший вопрос: что является причиной активности человека, побуждает его к деятельности? Анализ побудительных причин поведения позволяет выделить потребности как основной фактор. В своих первичных биологических формах потребность выступает как необходимость, испытываемая организмом в чем-то находящемся во внешней среде и необходимом для его деятельности. Витальные биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма.

Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма, хорошо известны - это потребности в пище, воде, оптимальных экологических условиях (уровень содержания кислорода в воздухе, температура воздуха, уровень освещенности т.п.). Некоторые биологические потребности (голод, жажда) связаны с необходимостью поддержания гомеостаза.

Известно, что внутренняя среда организма должна всегда оставаться постоянной, что определяется наличием ряда неизменных параметров, отклонение от которых влечет резкие нарушения жизнедеятельности (например, кислотная реакция [рН] крови, уровень сахара, содержание кислорода и углекислого газа в ней и другие). В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включению механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному уровню. В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов.

Однако, внутренние возможности ограничены. В таком случае в организме активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне. Именно этот момент, характеризующий, например, изменение важной константы в крови, можно рассматривать как возникновение потребности. По мере истощения внутренних ресурсов происходит постепенное нарастание потребностей.

Витальные потребности имеют универсальный характер, они свойственны как человеку, так и животным. Однако большинство потребностей у животных удовлетворяются в результате инстинктивного поведения.

Витальные биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит прежде всего в уровне социализации витальных потребностей человека, которая заключается в регуляции (под влиянием социокультурных факторов) субъективного отношения и поведения, направленного на удовлетворение витальных потребностей.

Так, например, социализация пищевой потребности породила высоко ценимое искусство кулинарии и эстетизации процесса потребления пищи. Известно также, что в некоторых случаях люди способны подавлять в себе биологические потребности (потребность в пище, половую потребность и т.д.), руководствуясь целями высшего порядка.

Наряду с витальными биологическими потребностями в регуляции поведения животных и человека важную роль играют социальные и идеальные потребности.

Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают следующие их виды:

1) потребность принадлежать к определенной социальной группе;

2) потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;

3) потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:

1) потребность в новизне;

2) потребность в компетентности;

3) потребность преодоления.

Потребность в новизне лежит в основе ориентировочно-исследовательской деятельности индивида и обеспечивает ему возможность активного познания окружающего мира. Две группы факторов имеют отношение к актуализации этой потребности: дефицит активации, который побуждает к поиску новых стимулов (сложных и изменчивых), например, дети в условиях детского дома, лишенные необходимых ощущений (притока информации) - тактильных (ласка), звуковых (голос матери), и других, вызывающих активацию ЦНС, искусственно вызывают ее, совершая различные ритмические движения, (раскачиваясь в кроватке, двигая головой, даже вызывая у себя болевые ощущения).

Другой фактор - дефицит информации, который заставляет искать пути снижения неопределенности (например, неприятные ощущения человека, запертого в темную комнату, побуждают его к активности - поиску выхода, выключателя, прислушиванию, ощупыванию стен и т.п.).

При описании потребностной сферы человека иногда, как особый вид потребности выделяется информационная потребность в разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельности его организма.

Так, например, в экспериментах по полной сенсорной изоляции, здорового человека погружают в специальную ванну, которая позволяет практически полностью изолировать его как от внешних раздражителей, так и от прорирецепции (тактильной, вестибулярной). Через некоторое время (у каждого человека оно различно) люди начинают испытывать психический дискомфорт (потеря ощущения своего тела, галлюцинации, кошмары), который может привести к нервному срыву. Простая монотонная стимуляция рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает состояние.

Однако, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке самочувствие человека улучшается. При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека. Таким образом, информационная потребность хотя и относится к идеальным потребностям, у человека приобретает витальную или жизненную значимость.

По некоторым данным потребность в дополнительной стимуляции может определяться некоторыми биохимическими особенностями человека. Так, например, в известных исследованиях М. Закермана (Zuckerman, 1984), изучалась тенденция человека к поиску новых переживаний, стремление к физическому и социальному риску. Эту склонность определяют как «поиск ощущений». С помощью специального опросника можно оценить потребность человека в новизне, сильных и острых ощущениях. Установлено, что индивидуальный уровень потребности в ощущениях имеет свои биохимические предпосылки. Степень потребности в ощущениях отрицательно связана с биохимическими показателями, уровнем некоторых ферментов, эндорфинов и гормонов, особенно половых. (Эндорфины, продуцируемые в мозге биологически активные вещества, снижают болевую чувствительность и успокаивающе влияют на психику человека).

Другими словами, индивиды, у которых этих веществ продуцируется меньше с большей вероятностью будут склонны к формированию поведения риска. Этот пример дает основания полагать, что могут быть обнаружены биохимические показатели, влияющие на формирование и других идеальных потребностей человека. К числу таких относится, например, потребность преодоления («рефлекс свободы» - по определению И.П. Павлова), она возникает при наличии реального препятствия и детерминирована стремлением живого существа преодолеть это препятствие. Рефлекс свободы ярче всего выражен у диких животных, стимулом для его актуализации служит какое-либо ограничение (препятствие), а безусловным подкреплением является преодоление этого препятствия (дикий зверь, птица в клетке). Адаптивное значение этой потребности в первую очередь связано с побуждением животного к расширению среды обитания, и в конечном счете к улучшению условий для выживания вида.

К числу идеальных относится также потребность в компетентности, проявляющаяся в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения. Она обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т. е. основу для обучения в самом широком смысле этого слова.

Сточки зрения эволюционной физиологии перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, то есть отношение человека к ним и поведение, направленное на их удовлетворение подчиняются культурным нормам и правилам общества.

Социализация витальных потребностей - это регуляция отношения и поведения человека, направленного на удовлетворение этих потребностей под влиянием социокультурных факторов. Такие потребности включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности человека.

 

2009-05-06 16:38:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика