Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Философия. Ч. 2

Философы эпохи Просвещения рассматривали культуру как некую специфическую, автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Важнейшим аспектом культуры в их понимании являлось стремление воздвигнуть здание Разума, призванного разрушить господство произвольных мнений, поставить перед человечеством универсальные значимые цели и подчинить себе социальные изменения. Эпоха Просвещения выработала систему критериев, согласно которым отбиралось то, что можно было считать культурой. Культурная деятельность должна была быть интеллектуальной, творческой, продуктивной, новаторской, т.е. не просто воспроизводить, но постоянно расширять сферу человеческих возможностей. Реальная суть культуры, ее специфика ограничивалась рамками духовной деятельности как некой абсолютной свободы человеческого разума.

И. Кант ограничивал понятие культуры пределами науки и искусства. В науке, согласно Канту, концентрируется законодательная сила рассудка, а в искусстве - продуктивная сила воображения. Они противоположны также, как объективное знание и субъективное чувство. Тем не менее отношения науки и искусства Кант рассматривал как отношения дополнительности.

В XIX в. в культуре стали видеть прежде всего систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и самоорганизации общества того или иного типа. Г. Гегель рассматривал культуру как начальное и завершающее звено самопознания абсолютной идеи. Гегелевская теория единой линейной эволюции была подвергнута критике в ряде концепций культуры XIX - XX вв. В концепции «локальных цивилизаций»

О. Шпенглер рассматривал культуры народов как замкнутые, самодостаточные, неповторимые организмы, проходящие в своем развитии стадии возникновения, расцвета, надлома, а затем упадка и гибели. Идея множественности культур выводится Шпенглером из факта своеобразной прерывности исторического процесса.

В XX в. изучение культуры осуществлялось главным образом в рамках этнографии и социальной антропологии. Во второй половине XX в. получают развитие представления о коммуникативных свойствах культуры, возрастает интерес к языку как основе для изучения строения и особенностей культуры.

Культуру отличает целостность всех ее структурных элементов, которая обеспечивается ее системностью, наличием иерархии и субординации ценностей. Важнейшим интеграционным механизмом культуры является традиция. Традицией называется передача духовных ценностей от поколения к поколению, а также то, что передают. Понятие традиции включает такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика, культурное наследие, культурная динамика. Ядро культуры - это система принципов, гарантирующих ее относительную стабильность и воспроизводимость. Оно формируется в течение веков и обеспечивает адаптационные механизмы к изменяющимся условиям бытия общества. Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство заданы сцеплением внутренних принципов. Самобытность - это своеобразие, уникальность, обусловленная относительной самостоятельностью и обособленностью развития культуры. Специфика означает наличие свойств, присущих культуре как особому явлению общественной жизни. Культурное наследие представляет собой совокупность ценностей, созданных предшествующими поколениями и включенных в социокультурный процесс каждого общества.

Понятие культуры имеет своим содержанием систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей. Всякая культура включает в себя устойчивые элементы, т.е. культурные универсалии, и элементы преходящие, возникающие и исчезающие в конкретных исторических условиях.

К культурным универсалиям относятся все родовые, общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, дусуг и общение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь. Они изначально складываются как деятельность по преобразованию природной среды и формы созидания нового. Существуют и элементарные культурные универсалии: уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших. Эти формы жизнедеятельности в специфическом виде присущи образу жизни всех цивилизованных обществ на протяжении их истории.

Исторически преходящие элементы присущи конкретным типам культуры, возникающим и исчезающим в процессе эволюции общества. Тип культуры неотделим от своей социально-психологической почвы, менталитета населения, породившей его цивилизации. Изменения, которым подвержена культура, обусловлены наследованием новых признаков, возникающих необходимо или случайно. Конкретно-исторический тип культуры включает в себя субкультуры, т.е. части, обусловленные этнической, региональной или религиозной спецификой.

Внутреннее строение каждой культуры обусловлено особенностями ее функционирования. В культуре выделяются такие важнейшие компоненты, как субъект культуры, человеческая деятельность, культурная предметность, коммуникация между людьми.

Поскольку субъектом культуры является отдельный индивид или социальная группа, различаются многообразные формы групповой и индивидуальной культуры. Под групповой культурой понимается национальная, поселенческая культура, культура класса, профессиональной группы. Под влиянием конкретных условий групповая культура изменяется, возникают ее новые формы. В современном обществе особое место занимают массовая и элитарная культуры. Индивидуальная культура - это мера социальности человека. Она характеризуется в понятиях уровня культуры, ее наличия или отсутствия.

 

2009-05-06 15:32:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика