Философия. Ч. 2
Социально-экономические отношения включают в себя отношения, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ и услуг, создаваемых в процессе производства. Вся система этих отношений регулируется социальными нормами и нормами права и зависит от характера собственности на средства общественного производства. Собственность есть институт, возникающий в хозяйственной, экономической сфере, она распространяется не только на средства, но и на предметы потребления и производственный продукт. Собственностью могут быть все элементы общественного богатства. Собственность определяет, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности и какие материальные имущественные интересы ею порождаются. Формы собственности зависят от степени реального обобществления производства, на которое, в свою очередь, влияет общий технологический прогресс.
Под политической системой понимается совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Центральным элементом политической системы является государство, осуществляющее свои функции по регулированию политических отношений в обществе применением легитимного, узаконенного принуждения по отношению к гражданам. Государство представляет собой важнейший социально-политический институт общества, наделенный верховной властью на определенной территории и использующий ее для управления поведением людей, их групп и объединений. Основными признаками государства являются:
1) публичная власть, обособленная от общества. Власть - это возможность одного субъекта - властителя отдавать приказы подвластным ей гражданам осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к людям, уклоняющимся от их исполнения;
2) суверенитет, т.е. полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане;
3) территория, на которой распространены законы и полномочия власти;
4) исключительное право на создание законов и норм, обязательных для всего населения;
5) право на взимание налогов с населения для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения.
Форма государства определяется формой правления, т.е. способом организации власти и формой государственного устройства. По формам правления различаются монархия и республика. В монархии власть принадлежит одному лицу, глава государства получает свою власть по наследству. Различаются абсолютные монархии, где глава государства не ограничен никакими конституционными нормами, и конституционные монархии, где полномочия монарха ограничены конституцией. В республике источником власти является народ, который избирает высшие органы государства. Различаются парламентская, президентская и смешанная республики. Парламентская республика предполагает формирование правительства по принципу парламентского большинства - партия, составляющая большинство в парламенте, формирует из своего состава правительство, подотчетное парламенту. В президентской республике главой государства и правительства является президент, в смешанной, или полупрезидентской, республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарным является единое, политически однородное государство, административные единицы которого не обладают собственной государственностью. Федерация - это союз государств, имеющих собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Их самостоятельность ограничена пределами, обусловленными распределением компетенций между центром и входящими в состав федерации субъектами. Конфедерация - это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.
Политическая система включает также совокупность разнообразных партий, движений, организаций, институтов, церковных учреждений, групп давления, участвующих в политической жизни страны. Политические организации влияют на формирование государственных структур, определяют программы своей деятельности, выражают интересы социальных общностей и групп в соответствующих лозунгах, социальных проектах и участвуют в их реализации легитимными, узаконенными средствами. Их деятельность обусловлена необходимостью реализации интересов своих групп, которые противоречат или ущемляют интересы других. В связи с этим партии и движения опираются на авторитет власти, вмешательство которой способствует урегулированию противоречий и согласованию интересов.
Одним из важнейших элементов политической системы является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и рациональные, ценностные и нормативные, рациональные и интуитивные представления граждан об их связях с институтами власти и между собой по поводу их участия в управлении обществом и государством. Оно включает осознание гражданином своей групповой принадлежности и вытекающих отсюда интересов, определение политической позиции относительно власти, своего гражданского статуса, своих прав, свобод и обязанностей. Элементами политического сознания выступают идеология как осознание интересов социальных групп и их значимости в системе потребностей общественного развития и политическая психология, характеризующая политическое поведение масс, их настроения, установки, стереотипы и привычки.
Разделение труда и специализация в общественном производстве с необходимостью порождают социальную дифференциацию, возникновение относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции, занимающих определенное положение в обществе и меняющих собственные интересы. Социальная структура любого общества в определенный период его истории характеризуется совокупностью конкретно-исторических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти отношения.
Важнейшим элементом социальной структуры являются социальные общности и группы. Они представляют собой более или менее целостные объединения людей, отличающиеся наличием общих социальных признаков, таких как общие для группы потребности и интересы, ценности и нормы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с ними роли. По сравнению с социальными группами социальные общности менее однородны в социальном отношении и более рыхлы в организационном отношении.
Социальные группы подразделяются на большие и малые. Для малой социальной группы - трудового коллектива, семьи - характерны близость составляющих ее членов, прочность связей, непосредственные личные контакты, неформальность отношений, общие ценности и правила поведения. Большие социальные группы - классовые, этнические, социально-политические - возникают исторически. Они играют весьма значительную роль в жизни личности и общества.
2009-05-06 15:32:32 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 |