Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Философия. Ч. 2

Все возможные способы объяснения общества и хода истории имеют нечто общее - представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития. Под общественной закономерностью понимается объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.

В изучении общества важнейшая роль отводится проблеме взаимосвязи природы и общества. Термин «природа» употребляется в философии в трех значениях. В широком смысле им обозначают все сущее, весь мир во всем многообразии его форм. Он распространяется на всю объективную реальность и охватывает весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной, куда составной частью входит и человечество как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начал. Природа в узком смысле - это часть объективной реальности, окружающая человека среда или биосфера, «область жизни». Она выступает как совокупность условий существования человека, включенного в биосферу в качестве биологического вида. Применительно к обществу термин «природа» применяется во втором, узком значении этого слова.

На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои способности воздействовать на окружающую среду, тем самым изменяя и характер взаимоотношения общества с природой.

До эпохи великих географических открытий XVI - XVII вв. люди обитали на сравнительно небольших, ограниченных территориях. Огромные пространства нашей планеты оставались за пределами влияния человеческой деятельности. Первобытный человек удовлетворял свои потребности присвоением готовых продуктов, он довольствовался тем, что давала ему природа. По мере перехода от собирательства к производству необходимых для жизни материальных благ он все в большей степени стал вовлекать природу и ее ресурсы в хозяйственный оборот, существенно изменяя среду своего обитания. Буржуазные революции в Европе дали мощный толчок экстенсивному освоению природы, что выразилось в тенденции к постоянному увеличению объема и разновидностей природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. За последнее столетие во взаимоотношениях людей с природой произошли серьезные перемены. Негативные последствия человеческой деятельности выразились в опустынивании многих ранее жизнеспособных территорий, катастрофическом загрязнении атмосферы и водных бассейнов. Планета стала слишком мала для все увеличивающегося числа людей. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного океана, которые были бы свободны от воздействия на них человека. При этом негативное воздействие общества на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер. Такое положение характеризуется какэкологический кризис, суть которого состоит в том, что в результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почв) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. В результате наступает глубокое расстройство взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы «общество - природа».

Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. В XX в. было сформировано представление о социальной системе, под которой понимается все относящееся к системной организации общества, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Характер объединения людей в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Основной системообразующий признак может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. Социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время определенной неравновесностью.

Первым источником саморазвития общества являются противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ. При любых формах социальности человек остается частью Природы и Космоса, специфическим проявлением феномена жизни. Второй источник саморазвития социальных систем связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, которые подразделяются на материальные и духовные (идеальные) отношения. Выделяются также и межличностные отношения - отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, как правило, не имеющим отношения к их вхождению в большие социальные группы.

Для сверхсложных самоуправляемых систем, какими являются социальные системы, характерна многофункциональность. Однако все функции социальной системы могут быть сведены к двум основным - функции сохранения системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза) и функции совершенствования системы, ее оптимизации по отношению к природной и социальной среде.

Далеко не все философы признают существование в обществе постоянных, направленных, систематических изменений. Философы-детерминисты (Г. Гегель, К. Маркс) признают направленность развития от низших форм к высшим и утверждают, что развитие носит по преимуществу прогрессивный характер, ведет к постоянному улучшению общества. Индетерминисты, или волюнтаристы (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Поппер) абсолютизируют роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике, связывают с ними все социальное развитие, поэтому отрицают направленность и закономерность развития. Однако большинство философов признает сам факт социальных изменений, вызывающих постоянное обогащение социальной структуры и отношений между людьми.

Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности людей совершенствуются их навыки и способности, более разнообразными становятся виды их деятельности. Однако более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы жизни общества, приходят под влиянием мощных реформаторских и революционных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменениями природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин). Каждый из этих факторов оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни, но движущими силами социальной жизни также являются и природные, биосферные факторы.

 

2009-05-06 15:32:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика