Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Философия. Ч. 1

2.1.5. Платон и Аристотель - «вершины» древнегреческой философии

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает наиболее системный характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии.

Платон является виднейшим представителем объективного идеализма. Мир (по Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.

Идеи - это образы вещей, некие божественные сущности. Они - целевые причины, заряженные энергией устремления, между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Мировой Разум. Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру.

Душа человека (по Платону) до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, вспоминает о мире идей. Основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Душа есть бессмертная сущность; в процессе мышления она активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. Платон обосновывает необходимость припоминания виденного душой в царстве идей. Путь к воссозданию забытого и самого ценного - это созерцание, любование и любовь.

Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя инертна, пассивна, она содержит лишь возможность возникновения действительного разнообразия вещей. Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма - это активный творческий фактор, это причина становления вещей из однообразной материи. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Бог также есть первая причина, начало всех начал. Он сообщает миру цель и заданность. Наряду с этим, в основании вещей лежат причины - материальная, формальная и движущая. Фактически, целевая причина в противостоянии материальной охватывает и движущую, и целевую. Однако Бог у Аристотеля не вездесущ и не предопределяет событий. Человеку дан разум и, познавая мир, человек должен сам найти разумную меру своей жизни.

На основании взглядов Аристотеля, развиваемых его учениками и последователями, позднее возник аристотелизм: в узком смысле - учение, в широком - истолкование, распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоение его учения в различных средневековых, теологических традициях.

2.1.6. Позднеантичный идеал мудреца в философии Эпикура и стоицизма

Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии. В период эллинизма (IV век до н.э. - V век н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев - последователей учения Эпикура и стоиков - представителей стоицизма. Философы эллинизма считали условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира и прежде всего от политической сферы.

Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для этого человек должен побороть страх пред богами и страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Поскольку человек - это прежде всего телесное чувственное существо, постольку всякое благо и зло в его жизни проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека является достижение им блаженства, наслаждения. Однако действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага, такие как дружба и знание. Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира - атараксия.

Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего существующего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость.

Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Первый принцип этики стоицизма - поступать разумно, жить сообразно с природой, поскольку природа тождественна разуму. Философ или мудрец - это и есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений, чтобы наслаждаться добродетелью, к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями.

2.1.7. Философия кинизма и закат античной философии

Выражением глубокого кризиса и упадка древнегреческой философии стала философия киников. Под этим названием известна одна из т.н. сократических школ в Древней Греции, стремившаяся не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к обработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Ее наиболее видными представителями являются Антисфен, Кратет, Диоген Синопский.

Антисфен проповедовал отказ от каких-либо потребностей, презирая роскошь и стремление к наслаждению, он призывал быть ближе к природе. По его мнению, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Он общался с простыми людьми, одевался и говорил как они, считая утонченную философию никчемной. Его последователи резко осуждали рабство.

Ученик Антисфена - Диоген утверждал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания и считал, что, проявляя безразличие к благам, можно освободиться от страха. Блага жизни непрочны, поскольку они есть дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги. Мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него.

Философия киников означала закат античной философии, поскольку явилась отражением глубокого социально-политического и духовного кризиса древнегреческого общества. Социальная нестабильность и крушение полиса, сопровождавшееся нарастанием хаоса, неуправляемых социальных конфликтов, политического деспотизма и мелкого тиранства привели в конечном счете к крушению культуры и философии, основанных на рационализме и личностных институциях, обосновывающих единство и гармонию человека и природы.

 

2009-05-06 13:21:16 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27                                              
Яндекс.Метрика