Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Философия. Ч. 1

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

История философии - это история становления философии как единой системы знаний или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: античная философия; средневековая европейская философия; философия Нового времениXVII-XVIII веков.

2.1. Античная философия

2.1.1. Исторические условия возникновения древнегреческой философии

Начало возникновения древнегреческой философии относится к концу VII-VI векам до н.э. В этот период смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Экономический подъем в Греции в XIX-VIII веках до н.э. привел к расширению торговли и судоходства, возникновению и расширению греческих колоний, увеличению греческих колоний, увеличению богатства и его перераспределению, росту народонаселения и наплыву его в города.

Расширяется географический горизонт греков. Расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований наводило на мысль об относительности их собственных социальных и политических установок. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и утрате прочных нравственных ориентиров.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII-VI веках до н.э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой, -пыталась найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

2.1.2. Раннегреческая философия и ее особенности. Милетская школа. Пифагорейцы. Гераклит

Раннегреческая философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В отличие от мифологии философы пытались ответить на вопрос: «Из чего все произошло?»

Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милет и получила название милетской школы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес (около 625-547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего - субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она - везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.

Приемник Фалеса Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.

Третий представитель милетской школы - Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) считал первоначалом всего воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.

Основателем другой философской школы является Пифагор (VI век до н.э.), решавший ту же проблему о первоначале мира. Его исходная позиция: «Все есть число». Пифагорейцы усматривали в числах свойства и отношения, присущие различным органическим сочетаниям сущего; в числе и математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и законов природы.

Ярким представителем раннегреческой философии является Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.), который в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как первоначала, конкретная стихия.

Мир - это упорядоченный Космос, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, всеобщей текучести вещей. Движение свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние.

Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественно-научного подхода в объяснении первоначала мира.

 

2009-05-06 13:21:16 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27                                              
Яндекс.Метрика