Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Судебная риторика

Существуют следующие виды монологической речи:

а) описание - изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения;

б) повествование - изображение предмета речи в изменении как

последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения;

в) рассуждение - обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего, то есть возникают аргументы.

Условия публичности, вытекающие из содержания высказывания

Тип содержания определяет аудиторию и приемы работы со словом, поэтому и фактура, и форма (диалогическая или монологическая), как и строение текста определяются типом содержания. Из всех существующих видов словесности для нас интересен только один:

Юридическая проза - особый и значительный вид словесности, обладающий собственным типом терминологии и собственной техникой аргументации, содержит нормы права, их философское и практическое обоснование. При этом нормы права в их применении организуют всю деятельность общества вообще. Юридическая литература - содержит нормы права, их философское и практическое обоснование, а нормы права организуют всю деятельность общества.

Итак, современный ритор владеет многими видами речи, причем в некоторых из них он выступает как специалист - юрист, экономист, политик; в других - как профессиональный литератор; в третьих - как выразитель мировоззрения. Систематическая публичная речь создает образ ритора, который для аудитории более реален, чем его личность. Образ ритора складывается постепенно, но определяет возможности аргументации, так как аудитория будет оценивать новые высказывания, исходя из сложившегося в ее представлении образа ритора. Вся риторическая карьера определяется образом ритора, и если этот образ построен неправильно, она вообще может прерваться.

Образ ритора существует в трех аспектах проявления личности человека в слове - этосе, логосе и пафосе.

Этос - знание уместности высказывания. Уместность высказывания определяется правильным включением монологического высказывания в диалог, то есть знанием того, кому, когда, при каких обстоятельствах, с какой целью, каким образом и что можно сказать.

Логос - владение интеллектуальными ресурсами аргументации. Риторическая аргументация - совокупность словесно оформленных ходов мысли, содержащихся во взаимосвязанных высказываниях, приводящих к согласию и присоединению аудитории. Согласие - признание обоснованности идей и предложений ритора; присоединение - готовность принять позицию ритора. В частной риторике изучаются приемы аргументации, свойственные конкретным видам словесности, например, аргументация юридическая, естественно-научная, историческая. В общей риторике изучается метод построения аргументации в любых видах речи.

Пафос - это эмоциональная техника аргументации. Во-первых, всякая речь вызывает определенные эмоции и эмоциональную оценку. Во-вторых, ритор создает свой эмоциональный образ отношением к предмету речи - так называемой модальностью. Эмоции, которые ритор формирует в аудитории и эмоциональный образ речи взаимосвязаны.

Этос, логос и пафос - аспекты отношения ритора к аудитории, которые проявляются в оценках образа ритора аудиторией.

Аудитория развивающаяся в процессе аргументации и организуемая словом общественная группа, которая характеризуется:

- во-первых, свойствами всего общества в виде мировоззрения, знаний, норм, приемов деятельности, иерархической организации и т.д., и в этом смысле

представляет общество;

- во-вторых, своими особыми ценностями, целями и интересами, которые выделяют ее из общества и объединяют как отдельное целое;

- в-третьих, внутренним общением и организацией, которые связаны с аргументацией, обращенной к ней и проходящей в ее пределах;

- в-четвертых, отношением к обществу как части к целому, которое определяется собственными целями и ценностями аудитории и является следствием аргументации.

Аудитория - лицо или совокупность лиц, заинтересованных в содержании высказывания, способных понять, осмыслить, оценить и использовать выраженные в нем мысли для принятия решения.

Все эти характеристики судебный оратор должен помнить и учитывать в обязательном порядке.

 

2009-05-06 12:58:36 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика