Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История политических и правовых учений. Ч. 2

Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Возрождение и Реформация - самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры античности. Демонстративно обращаясь к античности, они выражали неприятие, отрицание политико-юридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в средние века. В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов, сердцевиной которых являлась мысль о самоценности личности, ее достоинстве и автономии, необходимости обеспечения условий для свободного развития человека. Актуальным стал тезис о том, что важнейший элемент достоинства индивида - гражданственность, служение общему благу. Раннебуржуазные политико-правовые концепции Возрождения и Реформации ускорили возникновение и становление новой эпохи всемирной истории - буржуазного строя.

Никколо Макиавелли (1469-1527) - итальянский дипломат и политик, автор ряда трудов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». Наследие Макиавелли весьма противоречиво. В главном труде «Государь» практически не отразились его симпатии к республиканскому строю, отдельным демократическим институтам. Основное в нем - выявление природы государства и механизмов государственного управления. Макиавелли считается «отцом» новой науки о политике, как особой форме человеческой деятельности.

Все государства, с его точки зрения, можно разделить на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он дополнительно подразделял на «унаследованные» и «новые». Среди «новых», в свою очередь, выделялись те, где подданные привыкли повиноваться государю, и те, где они «искони жили свободно». Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех «хороших» форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех «плохих»: самодержавие - в тиранию, аристократия - в олигархию, а народное правление - в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считал губительной: «хорошие» по причине их кратковременности, а «плохие» - «в силу их злокачественности».

Понятие практической пользы в политике решительно отделяются Макиавелли от религиозных и этических норм. Он выводит новый закон: политические события происходят не по воле божьей, не по прихоти людей, а под воздействием «действительного хода вещей».

По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти. Таким фундаментом в любом государстве являются хорошие законы и сильная армия. Причем, опорой закона является именно армия. О праве и справедливости речи нет. Государственная власть должна быть твердой и решительной. Самосохранение и упрочение политической власти любой ценой - доминирующий интерес государственности.

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными. В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники. Именно государю принадлежит вся полнота власти, он обязан концентрировать ее только у себя в руках. Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.

Совершенно чуждо Макиавелли (в труде «Государь») представление о народе как носителе, источнике верховной власти. Народ - это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти. Государь должен выступать опекуном народа, защищающим его от произвола чиновников; обеспечивать подданным внешнюю и внутреннюю безопасность. Причем государь должен заботиться о том, чтобы подданные воспринимали его действия именно как благодеяния. Благодеяния надо осуществлять «маленькими порциями», чтобы они вызывали большую благодарность и любовь к правителю.

Государственная власть осуществляется нормально только тогда, когда народ полностью повинуется государю. Такое повиновение держится на любви к государю и страхе перед ним, причем страх - более надежная опора власти, чем любовь. Страх должен поддерживаться наказанием, при этом правитель не должен пренебрегать самыми суровыми и жестокими мерами. Подданные должны постоянно чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти. В словаре Макиавелли отсутствует понятие государственного суверенитета, однако его трактовка государственной власти показывает, что он совсем близко подошел к этому важнейшему для науки о государстве определению.

«Государь», анализирующий технологию осуществления государственной власти и поставивший политику вне морали и ее категорий добра и зла, оперирует лишь понятиями пользы и вреда. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела «заострил» и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

Политико-правовые идеи Реформации разнообразны, но иногда, противоречивы. Это объясняется тем, что в рамках движения за Реформацию в римско-католической церкви с самого начала действовали два крыла: движение имущих слоев оппозиции и движение народных масс, в первую очередь крестьянства.

Крупнейшим идеологом бюргерского крыла Реформации был немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Одним из основных моментов его учения являлся тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается только перед Богом и не нуждается для этого в услугах священников. Перед Богом все равны, клир ничем не отличается от мирян. Этот тезис - практически первая ран небуржуазная версия принципа равноправия.

Действенность мирского порядка, обеспечивающего верующим возможность вести истинно христианский образ жизни, опирается не на божественное, а на естественное право - производное от воли божьей, естественное право тем не менее является качественно иным феноменом. Опирающейся на него светской власти естественное право позволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом, вещами. Область веры, внутренний мир человека находится вне юрисдикции государства, вне действия его законов. Светской власти, опирающейся на естественное право, следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Разумно же управляет тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а как бремя, возложенное на него Богом. Христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».

 

2009-05-06 11:46:07 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617181920212223