Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История политических и правовых учений. Ч. 1

10. ИСЛАМСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Ислам - самая молодая из мировых религий, - возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Это было время, когда арабские племена переходили от родового строя к государственному. Монотеистическая религия отвечала потребности объединения, вытесняя племенные культы, поощрявшие раздробленность. Слово «ислам» означает «предание себя божьей воле, покорность». Основателем новой религии считают Мухаммеда (Магомета). Он родился около 570 г. в Мекке в небогатой семье и принадлежал к племени курейшитов, составлявших большинство населения этого города. Мухаммед рано осиротел, испытал нужду, служил пастухом и приказчиком. От забот о хлебе насущном его избавила лишь женитьба на богатой вдове. Около 610 г. Мухаммед выступил с проповедью. Он предрекал скорый конец мира и страшный Суд, призывал соплеменников отказаться от почитания идолов, собранных в Мекке, и поклоняться единому Богу - Аллаху, объявлял себя его пророком. Проповедь Мухаммеда встретила плохой прием, он вынужден был бежать из Мекки в Ясриб, где нашел поддержку. Бегство из Мекки в Ясриб (хиджра) произошло в 622 г. Новая религия превращалась в мощное общественное движение. С хиджры начинается мусульманское летоисчисление. Ясриб стали называть городом пророка - Медина. Из Медины Мухаммед начал борьбу с племенной верхушкой курейшитов. В 630 г. Мекка сдалась без боя войску Мухаммеда, население приняло ислам, а Мухаммед возглавил общину верующих не только как религиозный лидер, но и как правитель.

Учение пророка изложено в Коране. Коран - это главная священная книга мусульман. Это собрание проповедей Мухаммеда мекканского и мединского периодов, всего 114 глав или сур отрицает национальные различия, провозглашает принцип равенства в вере.

Второй источник мусульманского вероучения - Сунна. Это собрание текстов (хадисов), содержащих приписываемые Мухаммеду изречения.

Ислам - последовательная монотеистическая религия. Принцип единобожия противопоставляется не только политеизму арабских племен, но и колебаниям в этом вопросе, свойственным, по мнению Мухаммеда, следовавшего в данном случае традициям иудейской критики Нового завета, христианству. В Коране не раз повторяются призывы не придавать Господу Богу никого в сотоварищи, что явно направлено против христианских догматов «троицы», «боговоплощения» и «воскресения». Ислам многое воспринял от иудейства и христианства. Коран называет пять пророков, среди них три ветхозаветных: Ной, которого Бог спас от потопа, Авраам - первый человек, уверовавший в единого Бога, Моисей, которому были даны законы; один христианский - Иисус и, наконец, пятый, закрывающий список пророков, - Мухаммед.

Подобно христианству ислам отрицает национальные различия, провозглашает принцип равенства в вере. Последователи ислама рассматриваются как единая семья, община верующих - умма, мир ислама (дар аль-ислам), правоверных людей. Ему противостоит «дар аль-харб» или «территория войны», которая подлежит присоединению к миру ислама, обращению в мусульманство посредством священной войны - «джихада». Между этими полюсами есть промежуточная группа - покровительствуемые - это иудеи и христиане, т.е. монотеисты, живущие в мусульманском мире.

Хотя сторонники многобожия должны быть истреблены или обращены в исламскую веру, хотя понятие священной войны - неотъемлемая часть учения пророка, представления об Исламе как особо воинственной религии, распространенные среди немусульман, преувеличены. Исследователи, занимавшиеся сравнительным изучением религий, приходят к выводу, что в исламе, как и в христианстве, иудаизме, буддизме, противоречиво сочетаются идеи насилия и ненасилия, мира, любви к ближнему. И воинственная, и пацифистская позиции могут быть оправданы исламом так же, как и любой другой верой. Здесь нет принципиальных противоречий между исламом и христианством.

Но принцип активного вмешательства в земные дела теоретически отличает ислам от христианства. С момента хиджры (бегства в Ясриб) Мухаммед - не только религиозный пророк, но и политический лидер. Ислам не замыкается в сфере преобразования духовной природы человека для обеспечения загробной жизни, он ориентирован на воплощение предначертаний пророка здесь и сейчас. Это не царство не от мира сего. Принцип «воздай кесарю кесарево, а Богу богово» магометанам чужд. Вера должна быть реализована практически. Современные «братья-мусульмане» - воинствующая исламская партия в арабских странах - заявляют, что ислам есть религия и государство. Это соответствует традиции, идущей от Мухаммеда. Он был и религиозным вождем, и главой государственной власти. Разделение на светскую и духовную власти, свойственное христианству, а еще раньше брахманизму и индуизму, исламу чуждо.

С той же энергией, с которой ислам проповедовал монотеизм, он настаивал и на единовластии в духовной и светской, религиозной и государственной сферах. Исламская община, по представлениям верующих, это теократия. В соответствии с Кораном власть принадлежит Аллаху, но осуществляется она общиной через ее представителя, как бы делегирована ему, причем вся власть - духовная и светская.

И Коран, и Сунна содержат очень мало норм, регулирующих политическое устройство, осуществление власти, они умалчивают о форме правления. Термина «государство» мусульманские источники не знают, оперируя вместо него сугубо исламскими категориями «иммат» (руководство молитвой) и «халифат» (преемство). Впоследствии они стали использоваться для обозначения мусульманского государства. Теория халифата была создана значительно позже, но в ней сохранился принцип единства власти. Крупнейший мусульманский государствовед XI в. аль-Маварди (974-1058) говорил: «Иммат есть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами». Обе функции соединялись в одном институте, в одном лице.

В VII-VIII вв. и позже ислам чрезвычайно быстро распространился с помощью арабских завоевателей на обширной территории от Пиринейского полуострова на Западе, до Индии на Востоке. Арабы покоряли не только силой оружия, но и демократизмом, эгалитаризмом молодой религии, а главное - они столкнулись с прогнившими империями и восточными деспотиями, население которых с готовностью обращалось в новую веру. Покорение огромных территорий ставило перед исламом сложные проблемы. Сохранить единство общины в таких границах было невозможно. Оно подрывалось и по территориальному, и по религиозному признаку. В рамках ислама появились разные секты. К тому же эгалитарно-демократический дух первоначального ислама ослабевал с увеличением территории, богатства, с институционализацией исламского общества.

Первым вождем мусульман был сам пророк. Но он правил недолго, т.к. умер в 632 г. Его непосредственное окружение из своей среды по общему согласию выдвигало его первых преемников - халифов (халиф означает преемник, заместитель): абу-Бекра (632-634), потом Омара (634-644). Жизнь третьего халифа Османа кончилась плачевно. Он происходил из знатнейшего курейшитского рода Омейя и раздавал своим многочисленным родственникам земли и посты в завоеванных странах. Это вызвало недовольство арабов из подчиненных областей, их поддержало население Медины. Османа убили в 656 г., а четвертым халифом провозгласили Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Но наместник Сирии Муавия, родственник Османа, начал вооруженную борьбу против Али. Эти события привели к расколу ислама. Возникла секта хариджитов, возмущенных борьбой придворных клик при замещении должности халифа. Они стремились сохранять традиции военной демократии, сложившиеся в походной жизни. Исходя из принципа верховенства мусульманской общины, они признавали только ее правомочной избирать и низлагать халифов, причем вождем, по их представлениям, мог стать любой благочестивый мусульманин, независимо от его племенной принадлежности. Хариджиты считали обоих претендентов на высшую власть узурпаторами. В 661 г. ими был убит Али. Однако покушение на Муавию не удалось, и он провозгласил себя халифом, основав династию Омейядов, правившую почти век до 750 г. Сторонники Муавии стали называться суннитами, что значит «люди традиции». Они считали, что халифом может быть только выходец из племени курейш. Сунниты - ортодоксальное направление в исламе, ныне к нему принадлежат 90% верующих. Противники Муавии стали называться шиитами (от шиат-Али - партия Али). Они настаивали на том, что верховная власть может принадлежать только прямым потомкам Али. Это течение составляет меньшинство, в наше время около 10% мусульман. Раскол начался с политики, с разногласий по поводу того, кому стать халифом. Со временем под него была подведена идейная база, возникли оттенки в понимании верховной власти и способах ее установления.

 

2009-05-06 10:55:57 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика