Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

Читатель - активный участник творческого процесса. Он как бы оживляет в своем воображении образы, которые «окаменели» в писательском слове, он заново восстанавливает художественный мир произведения, переживает протекающую в нем жизнь, старается постигнуть воплотившуюся в нем эстетическую концепцию действительности. Поэтому чтение художественного произведения - это сотворчество.

Но цель читательского сотворчества состоит в достижении катарзиса. По Аристотелю, катарзис - это «своего рода очищение, то есть облегчение, связанное с наслаждением». Речь идет о том, что искусство воздействует на эстетическое сознание читателя, возбуждая в нем эстетическое переживание, духовное озарение. И это приводит к более или менее существенным сдвигам в эстетическом отношении читателя к реальной действительности, влияя на мировоззрение и мироотношение личности. Таков «механизм» воздействия искусства на действительность.

Место литературы в ряду искусств. Универсальность и непосредственно выраженная, открытая проблемность литературы определяют ее место в ряду искусств.

В XIX в. неоднократно говорилось, что словесное искусство (поэзия) являет собою наиболее богатый и важный для общества вид искусства. «Поэзия, - утверждал В.Г. Белинский, - есть высший род искусства... Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собой всю целость искусства...»

Это суждение весьма характерно для эстетики прошлого столетия: в эпоху интенсивного утверждения реализма литература в ряду искусств заняла первое место. Белинский был прав, воздав ей высшие почести. И не только применительно к своему времени, но и к последующим эпохам.

Благодаря своим широким познавательным возможностям, распространению грамотности и большим тиражам книг литература на протяжении XIX-XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные писателями, живут второй жизнью в актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графике, в музыке и хореографии.

Вместе с тем в приведенном высказывании Белинского есть известная односторонность. Виды искусства равноценны. Они, как нередко говорят, составляют «семью муз». И литература, при всех ее достоинствах, вовсе не стоит над иными формами художественного творчества.

Соотношения между видами искусства исторически изменчивы. Так, в раннем, синкретическом искусстве доминировали танец и пантомима. Для античности характерно преобладание скульптурной пластики. В европейской средневековой культуре (как и в ряде восточных стран) наиболее влиятельным видом искусства была архитектура. Эстетика эпохи Возрождения и классицизма основывалась преимущественно на опыте живописи. В теориях немецкого романтизма «первые места» в искусстве делили музыка и поэзия. И только в реалистической эстетике XIX-XX вв. пальма первенства была отдана литературе.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика