Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

5. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

5.1 Историческое развитие и роль литературной критики

Литературная критика как одна из областей литературоведения занимается оценкой и истолкованием (интерпретацией) художественных произведений, а также явлений жизни, в них отраженных. В отличие от истории литературы, литературная критика освещает по преимуществу процессы, происходящие в современном литературном движении, рассматривает текущую журнальную и книжную продукцию, однако не столько материал, сколько сам подход, продиктованный современными общественными задачами и живым восприятием читателя, отличает литературную критику даже в тех случаях, когда речь идет о классическом наследии, входящем в культурный обиход современности.

Слово «критика» происходит от греческого kritikй - искусство разбирать, судить. Критические суждения о литературе возникли одновременно с самим ее рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых умудренных читателей. В эпоху античности, например, в Древней Греции, выступления публицистов, высказывания поэтов нередко содержали в себе принципиальную и активную оценку тех или иных произведений художественной литературы. Там уже возникала литературная критика, выделившись как отрасль литературного труда. Литературная критика долгое время сохраняла скромное «прикладное» значение - общие оценки произведения, рекомендации его читателям, поощрения или осуждения автора.

Заметное развитие литературная критика получила в эпоху Возрождения, а еще больше в конце XVIII и начале XIX вв., в эпоху романтизма. В России расцвет литературной критики относится к середине XIX в., когда выступили такие выдающиеся ее представители, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Цели и характер литературной критики становятся сложнее, а требования к ней разнообразнее и ответственнее. Так, если русская критика допушкинской поры - в согласии с классицистской эстетикой -требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки с указанием на отдельные «красоты» и «погрешности», то во времена В.Г. Белинского оценка произведения строится уже на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, а сама деятельность Писателя рассматривается в отношении к образам, а сама деятельность писателя рассматривается в отношении к эпохе, обществу, литературной современности. Не удовлетворяясь лишь характеристикой произведения в свете идейного замысла автора, Н.А. Добролюбов выдвинул в качестве главной задачи литературной критики суждение о самой жизни, ее процессах, социальных типах, критики суждение о самой жизни, ее процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника, изображенных им картин. «Реальная критика» Добролюбова впервые приобрела откровенно публицистический характер. Положения просветительской (Лессинг и др.) и революционно-демократической критики продолжены марксисткой критикой.

... Марксистская критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его определений и качеств - с точки зрения эстетической, социологической, этической и др. (работы Маркса, Энгельса, Ленина о литературе).

В ходе идейно-литературной борьбы в разное время выдвигались также концепции «биографической критики» (Ш.О. Сент-Бёф и его последователи), «эстетической критики» (А.В. Дружинин и др.), «органической критики» (А.А. Григорьев) и пр. Эти теории отражали внимание к тем или иным существенным свойствам художественного произведения и творческого процесса, но взятым односторонне - без учета социальной функции искусства.

Теория «чистого искусства» или «искусства для искусства» созданная представителями немецкого консерватизма в начале XIX в. под влиянием идеалистической эстетики Шеллинга, сосредоточивалась преимущественно на оценке собственно художественных достоинств произведения, независимых будто бы от их идейной направленности. Она усваивалась, так или иначе, представителями других литературных течений - в России, например, критиками-либералами 50-60-х гг. XIX в. или критиками-«символистами» в конце этого же столетия. В измененном виде, под другими названиями эта теория существует и в наше время в разных странах.

... Обращаясь к читателю, критик не только истолковывает ему произведение, но и вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного, дает возможность заново пережить художественные впечатления - на новом уровне понимания. В этом отношении талант критика предполагает качества, близкие самому искусству. Критик должен обладать высоким вкусом; И.С. Тургенев говорил даже об особом «инстинкте прекрасного» у Белинского.

Способность рассматривать произведение как художественное целое, не упрощая его примитивным разбором, не омертвляя его ткань, стоит в связи с обостренной чуткостью к образному восприятию мира. Пытаясь уяснить себе и другим созданное автором, критик как бы воссоздает его вторично. Общие социальные и моральные проблемы он, вслед за художником, рассматривает в частных проявлениях и судьбах людей, а в конкретных этических и эстетических моментах произведения обнаруживает их общественное содержание. В этом смысле критика, как и литература, может быть отнесена к области «человековедения». Обязанности критика перед автором заключаются в том, чтобы учитывать особенности образного мышления именно этого художника, законы, «им самим над собой признанные» (А.С. Пушкин). Только доверчиво войдя в мир воображения писателя, почувствовав его личность, можно по заслугам оценить и сильные его стороны, и его слабости, противоречия дать его образам и картинам более широкое социальное и эстетическое объяснение.

... Литературный критик обычно предоставляет в своих статьях не только себя лично, но и целый литературный, общественный лагерь. Поэтому одно и то же произведение достаточно глубокое и значительное по своему содержанию, может вызвать различные, иногда даже противоположные отклики и оценки в статьях разных критиков, представляющих мнения разных общественных кругов. По поводу некоторых, особенно значительных произведений, нередко возникает активная литературно-критическая борьба. Примером этого могут служить напряженные идейные столкновения, происходящие в русской критике в 60-е годы XIX в., вокруг романа Тургенева «Отцы и дети».

... Субъективизм и догматизм - наиболее распространенные болезни критического жанра. Субъективная, импрессионистская критика, полагая главную свою цель в сохранении свежего, непосредственного восприятия произведения, считает себя свободной от концепций и не стремится к выработке целостного взгляда на вещи. Импрессионистской критике нередко сопутствуют изящество слога, парадоксальная манера изложения. Напротив, нормативная догматическая критика не доверяет непосредственным читательским впечатлениям, даже игнорирует их. Опираясь на некий свод правил, в той или иной мере оправданных традицией, прошлым опытом искусства или вовсе произвольных, она прибегает к шаблонным формулам оценки и оттого не может уловить главное свойство искусства - новизну. В борьбе с субъективизмом импрессионистской критики и догматизмом нормативной завоевывает себе авторитет критика, общественная по характеру, творческая по методу, аналитическая по приемам исследования, демократическая по связи с обширной читательской аудиторией.

Исключительно важно требование «искренности в критике», выдвинутое Н.Г. Чернышевским. Критик призван проявлять высокую взыскательность. Прямота и резкость в суждениях о ремесленной, серой литературе - качество, присущее передовой русской критике со времен Белинского, писавшего: «будь все тихо и чинно, будь везде комплименты и вежливости, тогда какой простор для бессовестности, шарлатанства, невежества: некому обличить, некому изречь грозное слово правды!...

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика