Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

3.2.6. Литературные роды

С античных времен в литературе выделяют эпос, лирику и драму. Эти три литературных рода Аристотель назвал «способами подражания». «Подражать...можно, - говорится в его «Поэтике», - рассказывая о событии как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается самим собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных».

Различия между литературными родами (прежде всего содержательные) активно обсуждались и изучались в немецкой философии и эстетике эпохи романтизма. Своеобразие эпоса и драмы уяснилось в переписке И.В. Гете и Ф. Шиллера и их статье «Об эпической и драматической поэзии». С помощью философских категорий интерпретировались литературные роды у Ф. Шеллинга (эпос соотносился с необходимостью, лирика - со свободой, драма - с противоборством этих начал) и Гегеля (эпическая поэзия понималась как чисто объективная, лирическая, напротив, как полностью субъективная, драма - как синтез объективности и субъективности).

На гегелевской теории литературных родов в значительной степени основывался В. Г. Белинский. В статье «Разделение поэзии на роды и виды», Белинский, говоря об эпическом роде литературы, имел в виду преимущественно жанр эпопеи, а характеризуя драматический род литературы - трагедию. В связи с этим он противопоставлял эпос и драму с чрезмерной резкостью. Характеристики литературных родов (в особенности лирики), данные Белинским, оказали значительное воздействие на позднейшую науку и не утратили своего значения по сей день.

Несколько иначе, чем В. Г. Белинский, понимали литературные роды Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский. Говоря об эпосе, лирике и драме, они в большей мере опирались не на «новейшую эстетику», а на давние аристотелевские суждения о трех способах подражания в поэзии.

В XX в. правомерность деления литературы на роды (как и на жанры) неоднократно подвергалась сомнению и даже отрицанию (наиболее радикален в этом отношении был итальянский философ Б. Кроче). Но в теоретических работах последнего времени, как зарубежных, так и отечественных, понятие литературного рода восстановило свои былые права.

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающих их от лирики. В эпических и драматических произведениях воссоздаются события, протекающие в пространстве и времени. Здесь изображаются отдельные лица (персонажи), их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение жизни в эпосе и драме неизменно выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, читателям нередко кажется, что изображенные события произошли независимо от воли автора. Иначе говоря, произведения эпические, и в особенности драматические, могут создавать иллюзию своей полной объективности.

Драма и в особенности эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Свободно осваивая жизнь в ее пространственной и временной протяженности авторы эпических и драматических произведений могут рисовать яркие, детализированные разнообразные картины бытия в его изменчивости, конфликтности, многоплановости и одновременно проникать в глубины сознания людей, воссоздавать их внутреннюю жизнь. При этом оба литературных рода способны запечатлевать самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Драма и эпос, говоря иначе, «действуют» в бескрайне широкой содержательной; сфере: им доступны любые темы, проблемы и виды пафоса.

Эпические и драматические произведения вместе с тем резко отличаются друг от друга. Организующее формальное начало эпоса - повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках. Отсюда название этого рода литературы (гр. epos-слово, речь). Средства предметной изобразительности здесь используются наиболее свободно и широко.

В драме (гр. drao - действую) повествование в сколько-нибудь развитой форме отсутствует. Текст произведения состоит прежде всего из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой; ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к так называемым ремаркам (фр. remarquer - замечать), имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы прежде всего предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает преимущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощается субъективное начало человеческой жизни. Однако ощущение полной, «абсолютной» субъективности лирики, возникающее порой при ее чтении, является иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика