Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

Параллелизм - развернутое сопоставление двух или нескольких явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. По своей функции параллелизм сближается со сравнением. Широко применялись параллелизмы в народной поэзии. Например:

Уж как пал туман на сине море,

А злодей-тоска в ретиво сердце;

Не сходить туману с синя моря,

Уж не выйти кручине из сердца вон.

Противоположение - одна из фигур, представляющая собой такое словосочетание, в котором раскрытие противоречий между явлениями или внутри одного явления обычно осуществляется при помощи ряда антонимических слов и выражений. Можно добавить яркое противоположение, данное Державиным:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю;

Я царь - я раб; я червь - я бог! -

и выразительную антитезу в стихотворении А. Блока:

Пусть светит месяц - ночь темна.

Пусть жизнь приносит людям счастье, -

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Умолчание - пропуск в речи отдельных слов, а иногда и целых словосочетаний. Чаще всего писатели прибегают к фигуре умолчания тогда, когда нужно передать речь человека, чем-либо сильно взволнованного и неспособного поэтому излагать мысли в их полноте и внутренней связи, или тогда, когда умолчание помогает пониманию особой сложности изображаемого явления, с трудом поддающегося словесному изображению.

В «Полтаве» Пушкина Мария, узнав от матери о готовящейся казни отца и о роли в этой казни Мазепы, подавлена. Она восклицает:

Что со мною?

Отец... Мазепа... казнь... с мольбою,

Здесь, в этом замке, мать моя -

Нет, иль ума лишилась я,

Иль это грезы...

Тургенев, заканчивая «Дворянское гнездо» сценою последней встречи Лаврецкого с Лизой, стремится передать пережитую его героями трагедию. Для того чтобы сила и сложность чувств Лаврецкого и Лизы были восприняты читателями, писатель прибегает к фигуре умолчания, открывая простор для размышлений самих читателей:

Что думали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо.

Созданию особой выразительности речи служат и такие фигуры, как инверсия, бессоюзие и многосоюзие.

Инверсией называется необычный порядок слов в предложении. Ставя то или иное слово, несущее основную смысловую нагрузку, на необычное для него место во фразе, писатель тем самым обращает на него особенное внимание. Вот несколько инверсий из стихотворения Маяковского «Левый марш»: «Словесной не место кляузе»; «Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой»; «Пусть бандой окружат нанятой»; «Глаз ли померкнет орлий».

Бессоюзное соединение слов или предложений придает речи известную стремительность и обычно применяется при обрисовке быстрой смены картин или ощущений. Например:

Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. (Пушкин)

Многосоюзие создает раздельность речи, подчеркивает особую значительность каждого отделенного союзом слова:

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

(Лермонтов)

Нередки случаи соединения бессоюзия с многосоюзием. Например, у Пушкина:

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Последний стих звучит как обобщение предыдущих.

Стиховая форма. Стих - это особо трансформированная, то есть преобразованная структура речи, которая отличается от прозаической отчетливо выделенным ритмом. Ритм - это регулярный повтор однотипных речевых явлений. В принципе, ритм свойственен любой речи, в том числе и речи нехудожественной.

Пограничное положение между прозой и стихами занимает ритмическая проза (тургеневские «Стихотворения в прозе» из этого ряда). Однако именно в стихах ритм выполняет роль организующей доминанты и речи, и художественного мира.

Ритмообразующими элементами стиха являются:

1) метрические ударения (метрика),

2) концевые ударения (каталектика),

3) концевые созвучия (рифмы),

4) числа слогов (силлабика),

5) концевые паузы,

6) внутренние паузы (цезуры),

7) внутренние созвучия (внутренние рифмы),

8) синтаксические конструкции фраз

9) строфы.

(За основу принята «лестница ритмов» Е.Г.Эткинда.)

Равномерно повторяясь, эти речевые явления создают стиховую речь. Для ощущения речи как стиха достаточно, как минимум, равномерного повторения двух ритмообразующих явлений: например, верлибр (свободный стих) образуется членением речевого потока на строки (стихи), разделяемые концевой паузой.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика