Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

Поэтические фигуры языка. Выше говорилось о той роли, которую в поэтической лексике играют при определенных обстоятельствах особые лексические ресурсы и изобразительные средства языка. В поэтическом синтаксисе подобная роль принадлежит так называемым фигурам поэтической речи.

Стремясь сосредоточить внимание читателей на том или ином явлении или той или иной проблеме, писатель подчас ставит так называемый риторический вопрос. Ставится он лишь для того, чтобы привлечь внимание к отдельному явлению, а отнюдь не для того, чтобы получить ответ от читателей или слушателей. В «Майской ночи» Гоголь писал, обращаясь к читателям: «Знаете ли вы украинскую ночь?» Этим вопросом писатель сосредоточивал внимание на особой красоте украинской ночи, которую он увидел, почувствовал и показал в своей повести-сказке.

Ту же функцию, что и риторические вопросы, выполняют риторические обращения и восклицания.

Приведем несколько обращений из романа «Евгений Онегин»:

Мой бедный Ленский! За могилой Татьяна, милая Татьяна! В пределах вечности глухой С тобой теперь я слезы лью...

Смутился ли, певец унылый, Цветы, любовь, деревня, праздность. Измены вестью роковой... Поля! Я предан вам душой.

Сосредоточение внимания на определенном предмете и внушение определенного к нему отношения достигается и риторическими восклицаниями. Иногда они сочетаются с риторическими обращениями, что еще более усиливает выражаемые поэтами мысли и чувства. Например, у А. Блока:

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Относятся к фигурам и такие синтаксические конструкции, которые основаны на повторении отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку.

Повторение начальных слов или словосочетаний в предложениях, стихах или строфах называется анафорой.

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством...

(Лермонтов)

Повторение заключительных слов или сочетаний в предложениях или строфах называется эпифорой. Примером эпифоры могут послужить исполненные горькой иронии заключительные стихи каждой строфы в сатирическом стихотворении Некрасова «Нравственный человек»: «Я никому не сделал в жизни зла».

Повторение слов или выражений в конце одной фразы или одного стиха и в начале другой фразы или другого стиха называется стыком. Использует, например, этот типичный для народной поэзии прием Лермонтов в «Песне про купца Калашникова». Он так пишет о смерти Кирибеевича:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору...

Усиление обычно предполагает расположение слов и выражений по принципу их возрастающей силы (например, «Я говорил, убеждал, требовал, приказывал). Однако в поэтической практике усиление в большинстве случаев употребляется не в такой буквальной форме.

Поэтическое усиление, как и повторение, сосредоточивает внимание на определенном объекте, мысли, чувстве, придает большую силу и выразительность их передаче. Гоголь, характеризуя любовь к невесте безыменного молодого человека, упоминаемого в «Старосветских помещиках», писал: «Я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно...»

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика