Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

3.2.4.3. Специальные изобразительные средства языка

Художественной выразительности литературного изображения способствуют и такие широко распространенные средства языка, как эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы.

Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную, для определенного контекста, черту в изображаемом явлении. В отличие от логического определения эпитет не содержит в себе разделительного значения. В то время как логическое определение отделяет признак одного предмета от признаков других, эпитет, как и другие изобразительно-выразительные средства языка, вызывает в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в том или ином аспекте. Вот две фразы: одна - с логическим определением, другая - с эпитетом. Первая: «Эту клумбу следует обложить желтыми листьями». В данном случае слово «желтыми» - логическое определение, так как имеет разделительный смысл (подчеркивается, что обложить клумбу следует именно желтыми, а не какими-либо другими листьями - зелеными, красными, лиловыми).

Мы читаем у Лермонтова:

В аллею, темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Здесь слово «желтые» является эпитетом. В приведенном предложении оно не имеет своим назначением отделить определяемый цвет листьев от других возможных цветов, а вызывает в нашем сознании представление об осени.

Не имеют разделительного значения и цветовые определения, встречающиеся в есенинском стихотворении: «Май мой синий, июнь голубой». Они призваны подчеркнуть яркую синь весеннего пробуждения природы и мягкую голубизну начала лета. Это - эпитеты.

По своему содержанию эпитеты могут быть разделены на изобразительные и лирические. Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента (например, эпитет «желтые» в приведенных строках Лермонтова).

В лирических эпитетах, напротив, прямо выражено отношение писателя к изображенному. «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» -характеризует украинскую ночь Гоголь. «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь», - пишет Лермонтов в «Смерти поэта».

Подчас в одних и тех же эпитетах одновременно наличествуют и лирический и изобразительный элементы. Вот гоголевское описание Днепра:

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина; и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.

В этом отрывке эпитеты не только выделяют существенные черты в изображаемом, но и раскрывают высокое патриотическое чувство Гоголя, любующегося великой рекой Украины.

Выделение существенных для определенного жизненного контекста черт в изображаемых писателем явлениях - приобретение нового времени. В древности было не так. Об этом свидетельствуют так называемые постоянные эпитеты, которые мы находим еще на ранней ступени развития устного народного творчества. Здесь различные жизненные контексты, в которых представали одни и те же явления, предметы и лица, еще не влекли за собой многообразия художественных определений. Наоборот, изображение определенных явлений обычно сопровождалось устойчивыми, отнесенными к этим явлениям эпитетами: «добрый молодец», «красна девица», «море синее», «поле чистое», «мать -сыра земля», «скатный жемчуг».

Народ в начале художественного развития был еще не в состоянии охватить многообразие признаков предметов, а ограничивался указанием на те признаки, которые чаще всего характеризовали данные предметы. На ранней стадии художественного развития люди не научились еще отмечать все конкретные индивидуальные особенности, оттенки, полутона, однако уже выделяли наиболее существенное.

Дальнейшее развитие сознания народа, успехи познавательной работы людей сказались как на общем обогащении языка, так, в частности, и на все растущем богатстве эпитетов.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика