Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

Элементы сюжета. К элементам сюжета как целого обычно относятся в классических литературных произведениях экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В некоторых произведениях имеются еще пролог и эпилог. Каждый из названных элементов (там, где он имеется) выполняет свое особое назначение в произведении и должен быть специально рассмотрен.

Во многих произведениях писатели рассказывают о первоначальном положении действующих лиц, об условиях их формирования и роста, о сложившихся или складывающихся чертах их характеров, которые имели место до развертывающегося в сюжете движения событий. Все это нужно писателю для того, чтобы показать закономерность последующего поведения действующих лиц при возникшем конфликте. Изображение бывших до возникновения конфликтов условий формирования действующих лиц и сложившихся в этих условиях черт их характеров называется экспозицией. Назначение экспозиции - мотивировать последующее поведение действующих лиц.

Экспозиция не всегда дается в начале произведения. Иногда - и в самом конце повествования (например, данные в конце первого тома «Мертвых душ» сведения о Чичикове). Такие сведения, относящиеся к разным персонажам или к одному и тому же действующему лицу, рассыпаны в различных местах произведения (например, экспозиционные сведения о большинстве действующих лиц «Войны и мира» Л. Толстого). Но во всех случаях экспозиция выполняет одну и ту же роль: она знакомит с обстановкой, в которой формировались характеры действующих лиц, и мотивирует их последующее поведение.

В драматическом произведении экспозиционные данные могут быть или непосредственно сообщены отдельными действующими лицами (например, в комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» мы узнаем о первоначальном положении в доме Торцовых и образе жизни Гордея Карпыча Торцова из воспоминаний Пелагеи Егоровны), или могут возникнуть в представлении читателей и зрителей косвенно - на основе понимания показанной автором обстановки, в которой затем и развертывается тот или иной конфликт. Последнее наиболее характерно для драматических произведений, воспроизводящих событие не как бывшее, а как совершающееся. Например, в «Ревизоре» Гоголя показываемая писателем жизнь обитателей городка, полная мелких страстей, глупости, жадности, зависти, надутой претенциозности, грубого невежества и деспотизма, делает ясными и условия формирования характеров всевозможных Сквозник-Дмухановских, Ляпкиных-Тяпкиных, Земляник, Бобчинских и Добчинских, и мотивы их последующего поведения при возникшем конфликте.

Экспозицию, как и все другие элементы сюжета, следует рассматривать в ее содержательном назначении. Только тогда ее анализ будет обогащать понимание произведения, устанавливать связь между показанными писателем характерами и обстоятельствами.

Ограничиваться лишь формальным указанием на предшествовавшие возникновению конфликта моменты, конечно, нельзя. На практике это приводит к грубейшим искажениям. Так, разбирая рассказ Чехова «Смерть чиновника», подчас говорят, что экспозицией является пребывание Червякова в театре до момента его злополучного чихания, так как де только с этого момента начинается движение событий. Это неверно. В маленьком рассказе, представляющем в одном-двух эпизодах какое-либо знаменательное явление общественной жизни, экспозиция обычно подразумевается, а не дается в ее непосредственном выражении. Так, в «Смерти чиновника» смысл изображаемых событий нельзя в достаточной степени уяснить, если не учитывать положения маленького чиновника в России 80-х годов XIX века. Только осмыслив это положение, мы постигнем самую суть изображаемой Чеховым трагикомедии. Искать какую-либо специальную экспозицию в этом рассказе бессмысленно.

Завязка - изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Раскрывая возникшее противоречие, завязка подводит читателей к пониманию темы произведения.

В «Дворянском гнезде» завязку составляют вспыхнувшая в сердцах Лаврецкого и Лизы любовь друг к другу, мечты героев романа о возможном счастье и о высоком жизненном назначении. Эти чувства и мечты вступают в противоречие с незыблемыми для обитателей «дворянских гнезд» взглядами и установлениями. Тем самым завязкой романа перед читателями ставится вопрос: смогут ли Лаврецкий и Лиза быть созидателями своего счастья и сумеют ли они стать полезными членами общества?

В «Ревизоре» завязкой является готовящаяся ревизия изображенного в комедии мира взяточников, казнокрадов, карьеристов, бездельников.

Большое содержательное значение имеет и развитие событий, начало которого положено завязкой. Как уже говорилось, в развитии событий обнаруживаются воспроизводимые художниками связи и противоречия между людьми, раскрываются различные черты человеческих характеров, передается история формирования и роста действующих лиц. Если завязка подводит читателя к пониманию поставленной в произведении проблемы, то развитие действия дает представление о возможных путях ее разрешения.

В «Дворянском гнезде» в развитии действия раскрывается духовное богатство героев. Большие чувства и высокие мысли о будущем волнуют Лаврецкого и Лизу. Особенно ярко эти чувства и мысли проявляются тогда, когда после опубликования ложного известия о смерти Варвары Павловны Лаврецкий и Лиза решают идти рука об руку по жизненному пути, найти себе нужное для людей дело и, помогая друг другу, осуществлять его. У читателя создается впечатление, что эти люди способны жить и действовать, что Лаврецкий сможет отрешиться от своего печального прошлого и начать новую жизнь, а Лиза - расстаться с призрачным миром религиозных мечтаний и войти в сферу действительных жизненных интересов. Но это впечатление обманчиво. Знакомясь с развитием действия в «Дворянском гнезде», мы начинаем уяснять печальную истину. В завязке уже стал ясным поставленный Тургеневым вопрос о способности или неспособности героев романа к борьбе с встающими на их пути препятствиями. Развитие же действия показывает, что Лаврецкий и Лиза ощущают прилив сил лишь тогда, когда стоявшие на их пути препятствия устранены. Раз Варвара Павловна умерла, то Лаврецкому не нужно идти вразрез со взглядами на брак, сложившимися в светском обществе, Лиза же может теперь не считать свое чувство к Лаврецкому греховным. Что бы делали герои романа, если бы разделявшая их преграда не рухнула, остается неясным.

Развитие действия в «Ревизоре» также проясняет характеры действующих лиц.

В рассматриваемых нами в качестве примеров произведениях история формирования характеров в развитии действия не показана (обоим писателям было достаточно сказанного ими в экспозиции). Но в ряде произведений такая задача разрешается (образы Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея Болконского в романе Л. Толстого «Война и мир»; образ Клима Самгина в «Жизни Клима Самгина» М.Горького; образ рассказчика в «Повести о детстве», «Вольнице» и «Лихой године» Ф. Гладкова и т. п.). Эта возможность изображения характеров в их развитии и росте важна потому, что, во-первых, позволяет автору показать изменение людей в зависимости от воздействующих на них новых условий жизни, а во-вторых, показать и воздействие самих людей на окружающую их обстановку.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика