Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

Идейный смысл литературного произведения. Одной из распространенных ошибок в понимании идеи произведения является сведение ее во всех случаях лишь к прямым положительным утверждениям автора. Это приводит к односторонней трактовке произведения и тем самым - к искажению его смысла. Например, в романе Л. Толстого «Воскресение» его главную силу составляют отнюдь не утверждаемые писателем рецепты спасения человечества, а, наоборот, сокрушительная критика общественных отношений, основанных на эксплуатации человека человеком, то есть критические идеи Толстого. Если мы будем опираться лишь на положительные (с точки зрения Толстого) высказывания писателя в «Воскресении», то можем свести основную идею этого романа к проповеди нравственного самоусовершенствования как принципа индивидуального человеческого поведения и непротивления злу насилием как принципа взаимоотношений между людьми. Но если мы обратимся и к критическим идеям Толстого, то увидим, что в идейный смысл «Воскресения» входит раскрытие писателем экономического, политического, религиозного и нравственного обмана, совершаемого эксплуататорами по отношению к трудящемуся народу.

Понимание основной идеи романа может и должно вытекать из анализа всего его идейного содержания. Лишь при этом условии мы можем правильно судить о романе, о его силе и слабости, о характере и социальных корнях имеющихся в нем противоречий.

Кроме того, нужно учитывать, что в ряде литературных произведений прямо выражены лишь критические идеи. К таким произведениям относятся, например, «Ревизор» Гоголя и многие сатирические произведения Салтыкова-Щедрина. В подобных произведениях обличение различных общественных явлений также дано, конечно, в плане определенных положительных идеалов, но непосредственно, однако мы имеем здесь дело именно с критическими идеями, по которым только и можем судить о высоте и правильности идейного смысла произведения.

Единая идейно-тематическая основа цикла литературных произведений. В литературной практике нередки случаи создания писателями целой группы произведений, имеющих общую идейно-тематическую основу. Так, Гончаров сам указывал на то, что все три его романа («Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв») представляют трилогию, последовательно раскрывающую процесс разложения старой феодально-крепостнической России и переход от эпохи «сна» к эпохе «пробуждения». Единая идейно-тематическая основа характеризует и произведения Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; М. Горького – «Детство», «В людях», «Мои университеты»; Ф. Гладкова -»Повесть о детстве», «Вольница», «Лихая година».

Можно ли, например, до конца понять гончаровский «Обрыв» с его Райским, этим, по выражению писателя, «сыном Обломова», не зная предыдущего романа Гончарова? Можно ли представить во всей полноте идейный смысл отдельных произведений Бальзака, входящих в его «Человеческую комедию», не постигнув ее общего замысла? Иногда единую идейно-тематическую основу мы находим в создаваемых писателем сборниках произведений. Так, например, Гоголь в сборнике «Миргород» показал в «Старосветских помещиках» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» различные ступени сужения и опошления жизни в патриархально-поместной и городской помещичье-чиновничьей среде; в «Тарасе Бульбе» он изобразил сильные героические характеры людей, сформировавшиеся в условиях казацкого товарищества; в повести-сказке «Вий» в фантастической форме показал трагедию человека, не сумевшего остаться в кругу народных представлений и идеалов.

Без понимания целого нельзя правильно оценить каждое из четырех произведений, входящих в «Миргород». Например, изолированное рассмотрение «Старосветских помещиков» часто приводило исследователей к трактовке этой повести как патриархальной идиллии. Хотя такая квалификация и не могла быть дана ими безоговорочно, так как ей неизбежно мешало изображение Гоголем «низменной буколической жизни», однако известное основание для такой трактовки все же было. Им являлись и созданные Гоголем выразительные антитезы - Товстогубы и чиновники, Товстогубы и городской молодой человек, Товстогубы и «страшный реформатор», и поднимающиеся до высокой патетики гоголевские строки, рисующие сердечную привязанность старичков друг к другу. Только при обращении к общему смыслу сборника «Миргород», в котором различным ступеням человеческого опошления противостоит воспетое Гоголем «товарищество» в «Русской земле», могут быть максимально прояснены идеи каждого из четырех произведений, входящих в названный сборник, в том числе и идея «Старосветских помещиков».

Авторский замысел и идея литературного произведения. Чтобы понять значение идеи того или иного произведения, важно представить себе и ее возможное отличие от того замысла, который писатель в этом произведении хотел воплотить. Гоголь представил в «Шинели» трагическую судьбу бедных людей, стоящих на низшей ступени чиновничье-бюрократической лестницы его времени. Реалистически показывая потрясающую бедность своего героя, придавленность его сознания, попрание его человеческого достоинства, Гоголь, однако, не пришел к тем выводам, которые позднее сделают революционные демократы. И все же показанное Гоголем положение Акакия Акакиевича, раскрытие писателем враждебности человеку всей системы господствовавших тогда общественных отношений давали для таких выводов полное основание. Подобное положение можно наблюдать и в ряде других случаев. Достаточно вспомнить статьи Белинского, Чернышевского и Добролюбова о Тургеневе, Гончарове, А. Островском, чтобы убедиться в этом.

Понимая возможность расхождения замысла произведения с его идеей, нужно в то же время учитывать, что правильный взгляд на вещи содействует правдивости и значительности изображения. Наоборот, ложные или противоречивые взгляды снижают ценность изображенного или даже полностью уничтожают ее, так как в конечном счете приводят к искажению тех или иных сторон действительности.

Это обстоятельство определяло и определяет борьбу прогрессивных деятелей литературы за высокую идейность произведений литературы, за утверждение передового мировоззрения. Ясно, что, чем правильнее, глубже, полнее и шире будет замысел литературного произведения, тем значительнее будет и его объективная идея.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика